ВККС отобрала судей в военные суды
Помощник судьи Второго восточного окружного военного суда Дмитрий Дунаев решил стать судьей Новосибирского гарнизонного военного суда и три года назад сдал квалификационный экзамен на «отлично», но потом из-за истечения трехлетнего «срока годности» документа пришлось пересдавать – в этот раз только на «хорошо». Кандидат не служил в армии, потому что его сразу же признали ограниченно годным – диагноз в ВККС разглашать не стали. При этом Дунаев при смене места жительства не сразу встал на воинский учет. Докладчик квалифколлегии спросила, не брал ли кандидат академический отпуск – ее удивило, что он смог пройти лечение от «серьезного заболевания», не прерывая процесс обучения. «Меня волнует, не будет ли это как-то проявляться в вашей деятельности в должности судьи. Думаю, вы тоже понимаете, о чем я говорю», – объяснила докладчик. Но Дунаев заверил, что заболевание никак не сказывается на его трудовой деятельности. Докладчик ВККС не успокоилась – она предположила, что ухудшившаяся за три года оценка на экзамене тоже может быть связана с проблемами со здоровьем. Тем не менее, Роман Рябзин из Верховного суда поддержал кандидата, и рекомендацию ему дали единогласно.
Судьей Грозненского гарнизонного военного суда станет Александр Владыка с опытом юридической работы в 21 год – сейчас он работает помощником судьи кассационного военного суда. «Устойчив, морально честен, в быту скромен», – рассказали в Высшей квалифколлегии. Но в отношении отца кандидата в 2005 году возбуждали уголовное дело по ст. 327 УК, но его прекратили «в связи с деятельным раскаянием». А еще в ВККС обратили внимание, что Владыка уже подавался на эту должность. «Были нарекания относительно полноты представленных документов – в частности, по отцу сведений не было, а спросить было не у кого, потому что он умер. Только мать рассказывала, что к нему были претензии по месту работы инспектором по охране труда на объекте. Работодатель поручил ему оформлять мигрантов, но, видимо, что-то не так он с документами сделал», – рассказал кандидат. Он заверил, что за прошедший год поправил все документы, и ВККС с этим согласилась, выдав ему рекомендацию.
В очередной раз на должность в военном суде претендовал адвокат Александр Спатарь. В этот раз он предоставил положительные характеристики – от руководителя своей адвокатской палаты и от руководителя воинской части, где он проходил службу. К Спатарю также возникли вопросы по поводу незадекларированного дохода в 45 000 руб. Эти деньги ему якобы прислали из «Росгосстраха», и адвокат предоставил в ВККС документы о том, что сумма указана ошибочно. Страховая компания после его усилий исправила свою ошибку, направив измененную декларацию в налоговую.
Не прошли в ВККС и мимо многочисленных отказов, которые Спатарь слышал от квалифколлегии в последние три года.
– Шесть раз, вы сами сказали, неудачно [обращались в ВККС за рекомендацией]. В августе у вас заканчивается срок, чтобы стать судьей. Почему не пойдете помощником судьи? Узнаете работу изнутри, может, передумаете? – спросили у него в ВККС.
– На должность военных судей здесь рекомендуют сотрудников полиции, транспортного прокурора...
– Вы про себя говорите, не надо про транспортного прокурора! Вы не считаете для себя возможным пройти этот путь?
– Мои знания оценены экзаменационной комиссией, которая пришла к выводу, что я обладаю необходимым знанием и опытом...
– Вы даже сейчас не в состоянии ответить на конкретный вопрос! – упрекнул кандидата докладчик.
В итоге Спатарю не дали рекомендацию на должность судьи Краснореченского гарнизонного военного суда – он не набрал необходимого количества голосов. Вместо него ВККС рекомендовала назначить на должность другого кандидата, Анатолия Белкина, который уже шесть лет работал в суде на административной должности и имеет опыт работы в правоохранительных органах. Кандидата попросили рассказать по поводу привлечения вашего отца к уголовной ответственности. Дело завели по ст. 197 и 199 УК, и об этом кандидат узнал только когда собирал документы в ВККС в 2019 году. «Материалов не было обнаружено, они были уничтожены в связи с истечением сроков хранения. Обращался в суд по этому вопросу, но суды отказали. Это все, что я знаю», – объяснил Белкин*.
В судьи Калининградского гарнизонного военного суда рекомендовали Сергея Хлыновского. А на аналогичную должность во Владимирском гарнизонном военном суде, помимо Александра Добрынина, претендовала необычный для военной юрисдикции кандидат Анастасия Латыпова. Добрынин работал помощником председателя Владимирского гарнизонного военного суда, а сейчас занимает должность мирового судьи в Коврово. 32-летняя Латыпова уже девять лет работает по юридической профессии, она начала карьеру в качестве секретаря судебного заседания, а потом заняла ту же должность, что раньше занимал Добрынин, и стала помощником председателя.
У Добрынина поинтересовались, почему он решил вернуться в военный суд. Он объяснил, что ему бы хотелось вернуться в суд, где он начинал свою работу и где научился всему, предположив, что работать во Владимирском гарнизонном военном суде ему будет комфортно. А еще стремление попасть именно в этот суд он объяснил тем, что в этом регионе к нему будет меньше вопросов по поводу родственников, например, по поводу брата, которому этот суд когда-то вынес приговор по уголовному делу. «Чисто с моральной стороны – вы хотите стать судьей суда, который судил вашего брата?», – задали ему вопрос уже в ВККС. Добрынин на это сказал, что история была уже давно. Но в целом признал, что готов работать где угодно – «куда пошлют, туда поедем».
К Латыповой возникли вопросы по административной ответственности родственников. «Большинство из этих правонарушений, как выяснилось, были совершены уже после подачи документов в Высшую квалификационную коллегию, и сведениями о них я не располагала», – заверила кандидат.
«Женщины в военных судах – это редкость, но случается. Я действительно не проходила военную службу, но работала в органах исполнения наказаний. Как мне кажется, я не меньше своего оппонента знакома с особенностями военной службы и нормами права в этой области», – рассказала Латыпова.
Она заверила, что изначально готова была ехать в любой регион, но председатель рекомендовал подождать вакансию именно во Владимирском гарнизонном суде. «Послушалась своих отцов-командиров», – объяснила кандидат.
Представитель ВС Рябзин решил не поддерживать ни одного из кандидатов, и в итоге ВККС отказала и Латыповой, и Добрынину.
Рекомендацию на должность судьи Московского гарнизонного военного суда пытался получить Иван Меньшиков, который занимает должность помощника председателя в Нижегородском гарнизонном военном суде. Он приехал в Россию в 2004 году, когда у него было гражданство Украины – в этой стране он и родился в 1991 году. «С 1990 по 1996 год мои родители проживали на территории России, отец проходил службу в различных поселках за Уралом, мать вместе с ним. Это подтверждается сведениями из ее трудовой книжки», – рассказал кандидат. Николай Тимошин убедился, что Меньшиков не обращался с заявлением о выходе из гражданства Украины. А еще в ВККС обратили внимание, что кандидата лишили водительских прав в 2010 году. «Заехал под кирпич», – объяснил он. ВККС не стала принимать решение на этом заседании и отложила рассмотрение кандидатуры**.
А Владимир Тесля в третий раз за последние 13 месяцев пытался получить рекомендацию – на этот раз в судьи 26 гарнизонного военного суда. Сейчас он работает в администрации Сургутского района ХМАО, а гарнизонный суд расположен в Барнауле. Тимошин вспомнил о предыдущих попытках Тесли. «Там были другие кандидаты, в связи с чем меня не рекомендовали», – заявил кандидат. В этот раз конкурентов у него не было, поэтому он смог получить желаемую рекомендацию.
*Изначально в тексте было указано, что к уголовной ответственности привлекался отец кандидата Александра Спатаря. Это не так – на самом деле эта история касалась отца другого кандидата, Анатолия Белкина. «Право.ру» и автор публикации приносят извинения за допущенную ошибку.
**В тексте было указано, что ВККС отказала кандидату Ивану Меньшикову в рекомендации на должность судьи Московского гарнизонного военного суда. В действительности ВККС отложила рассмотрение данного вопроса – как нам сообщили в квалифколлегии, на следующее заседание, которое по плану состоится в сентябре.