Минюст предлагает спрашивать согласие обвиняемого при повторном прекращении дела
Минюст разработал законопроект, согласно которому при повторном прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям необходимо будет получить согласие подозреваемого или обвиняемого, сообщила пресс-служба ведомства.
Изменения предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс. По мнению авторов инициативы, принятие законопроекта повысит гарантии защиты прав лиц, подвергнутых уголовному преследованию.
Этот законопроект разработали в целях реализации Постановления Конституционного суда от 19 мая 2022 года №20-П. Тогда суд указал: чтобы прекратить уголовное преследование в связи с истечением срока давности, нужно получить согласие обвиняемого. Если дело прекращают таким образом не впервые, то каждый раз требуется новое согласие или подтверждение старого.
Иначе получается, что подозреваемого или обвиняемого лишают возможности по своему усмотрению определять позицию по делу. Ведь, с одной стороны, нет приговора, который бы подтвердил его вину, но, с другой стороны, прекращение дела по нереабилитирующему основанию констатирует и его причастность к преступлению, и наличие состава преступления, и вину, указали судьи Конституционного суда.
Антонина Потанина, адвокат, юрист практики уголовно-правовой защиты бизнеса юридической фирмы ALUMNI Partners, указывала, что КС обратился к принципу благоприятствования защите (favor defensionis), на котором до этого основывал свою правовую позицию лишь единожды. Его смысл — в признании фактического неравенства сторон в уголовном процессе и необходимости применять некоторые процессуальные правила и институты, направленные на улучшение правового положения подозреваемого, обвиняемого или осужденного, чтобы дать им преимущество перед заведомо более сильной стороной обвинения.
По мнению Потаниной, КС определяет еще одну сферу применения принципа благоприятствования защите. Это расширяет перечень вариантов аргументации стороны защиты по уголовным делам возможной ссылкой на принцип favor defensionis и в целом ориентирует правоприменителя на благоприятствование подозреваемым и обвиняемым в ходе уголовного судопроизводства, указала адвокат.