Законодательство
18 июля 2022, 10:51

Стартапы раскритиковали законопроект о рекомендательных алгоритмах

Они считают, что в текущей версии под действие документа подпадают любые приложения и интернет-сайты вне зависимости от размера аудитории. Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) предлагает ввести исключение для сервисов персонализированных рекомендаций или ограничить круг субъектов регулирования соцсетями и видеохостингами.

Технологические стартапы, которые разрабатывают рекомендательные алгоритмы для сайтов и цифровых сервисов, выступили против законопроекта, дающего пользователям возможность их отключать, пишет «Коммерсант».

Законопроект обязывает онлайн-платформы дать пользователю возможность отключать алгоритмы, которые формируют в его ленте специально подобранный контент, и предупреждать об их применении. Требование могут распространить на соцсети, новостные и поисковые агрегаторы, видеохостинги.

Этот проект обсуждали 13 июля на площадке Фонда развития интернет-инициатив (основан Агентством стратегических инициатив, в портфеле более 300 компаний). Собеседники издания, участвовавшие во встрече, утверждают, что в текущей версии инициатива регулирует технологию, а не отдельные категории информационных ресурсов или сервисов, что распространяет действие норм фактически на неограниченный круг компаний в разных отраслях.

Ключевая проблема в том, что документ не определяет четко субъект регулирования, рассказала директор по правовым инициативам во ФРИИ Александра Орехович. «Кроме того, формально юридически под регулирование подпадают компании, в которых рекомендательные технологии используются исключительно по запросу самих пользователей, то есть пользователь заходит на сайт и предоставляет информацию о себе или доступ к ней именно с целью разработки рекомендаций, например, по развитию карьеры», — добавила она.

ФРИИ предлагает ввести исключение для сервисов персонализированных рекомендаций или ограничить круг субъектов регулирования соцсетями и видеохостингами.

Ранее законопроект раскритиковали онлайн-платформы. В частности, компании «Яндекс» и VK считают, что отказ от рекомендаций серьезно ухудшит их позиции.