Процесс
22 августа 2022, 12:19

КC проверит закон о реабилитации жертв политических репрессий

По мнению кемеровчанина, нынешняя формулировка ст. 11 закрывает доступ к документам нереабилитированных жертв репрессий, хотя в них могут быть сведения, которые позволят восстановить память о семье.

Житель Кемерова обратился в Конституционный суд с просьбой проверить статью 11 закона о реабилитации жертв политических репрессий, пишут «Ведомости». Она гласит, что реабилитированные лица, а с их согласия или в случае их смерти — родственники имеют право ознакомиться с материалами прекращенных уголовных и административных дел и получить копий документов. Кроме того, реабилитированные лица и их наследники могут получить сохранившиеся в делах рукописи, фотографии и другие личные документы.

Обратившийся в КС мужчина считает, что нынешняя формулировка статьи 11 закрывает доступ к документам нереабилитированных жертв репрессий, хотя в них могут быть сведения, которые позволят восстановить память о семье. Он пытался получить материалы, касающиеся его прадеда. Последний был внесен в списки на раскулачивание и принудительное выселение с конфискацией имущества. Прадед мужчины впоследствии стал участником кулацкого бунта, за это его осудили и расстреляли как врага народа, а его семью выслали в Томскую губернию.

В 1992 году суд отказался признать прадеда жителя Кемерова подлежащим реабилитации по делу об участии в восстании, но через два года его реабилитировали по обвинению в принадлежности к кулакам.

В 2017 году архив УФСБ по Алтайскому краю не стал выдавать жителю Кемерова материалы архивных уголовных дел его родственника. Там указал, что они доступны только для реабилитированных лиц. Тогда мужчина решил обратиться в суд, но несколько инстанций ему отказали, сославшись на ст.11 закона о реабилитации жертв политических репрессий.