Вдова кузбасского олигарха борется с его племянником за бизнес-активы
Кузбасский бизнесмен, сооснователь холдинга «Сибуглемет» Александр Щукин считался одним из богатейших людей в своем регионе. К концу нулевых годов он владел не только шахтой «Полосухинская», но и несколькими предприятиями в других сферах — от агропромышленного комплекса до ретейла. Ему даже принадлежали небольшой банк и стоматологическая клиника. В 2013 году Щукин стал одним из учредителей ООО «ПТК «Уголь», выкупил шахты «Грамотеинская» и «Тагарышская» после просьбы возглавлявшего тогда Кузбасс Амана Тулеева.
А в 2016-м предпринимателя задержали по обвинению в вымогательстве контрольного пакета акций угольного разреза «Инской». Коммерсанта отправили под домашний арест. Пока шло следствие, Щукин решил изменить корпоративную структуру управления своими компаниями, привлекая к этому номинальных руководителей. Одним из таких стал его племянник Максим Репин, на которого, по словам жены бизнесмена Евгении Щукиной, муж в 2020 году безвозмездно переоформил крупные доли в 12 организациях. Так, в ООО «Йети Хаус» 80% досталось Репину, при этом супруга предпринимателя добро на такую сделку не давала, хотя речь идет о распоряжении их общим имуществом.
Перечисленные схемы вскрылись уже после смерти Щукина, который скончался летом 2021 года, так и не дожив до приговора по своему уголовному делу. Теперь вдова бизнесмена через суд пытается отменить сделку по передаче доли ООО «Йети Хаус» племяннику мужа (дело № А27-26448/2021).
На этом проблемы Щукиной не закончились. Еще при жизни предприниматель уговорил ее выдать нотариальную доверенность на управление личными активами юристу Ольге Сиксиной. Та, благодаря этому, смогла безвозмездно «переписать» на фирму «Абсолют-НК», мажоритарный участник которой Репин, 19 объектов недвижимости (рыночная цена — 259 млн руб.), которые принадлежали вдове коммерсанта. Согласия на такие операции Щукина не давала и оспаривает их сейчас (дело № А27-25454/2021).
Более того, Щукина уверяет, что под влиянием Репина и Сиксиной сразу после смерти мужа подписала отказ от своей законной доли в наследстве, думая, что расписывается за его принятие. А завещание, которое предпринимателю под домашним арестом якобы удостоверила нотариус Наталья Карагеоргий, оказалось составлено в пользу племянника бизнесмена. Вдова сомневается в реальности такого волеизъявления покойного и тоже обжалует спорный документ в СОЮ.
В заявлении на имя генпрокурора Игоря Краснова Щукина дополнительно сообщает, что еще четыре года назад продала Репину все акции АО «Альфакапитал» за 10 млн руб., но до сих пор эти деньги от него так и не получила. Она подчеркивает, что цена той сделки была занижена в несколько раз.
Обращение вдовы в итоге дошло до ГУ МВД России по Кемеровской области, откуда его отправили следователю отдела полиции «Куйбышевский» Новокузнецка. После двух отказов в возбуждении уголовного дела сейчас проводится дополнительная процессуальная проверка, о результатах которой заявительнице сообщат в сентябре 2022 года.