Процесс
20 сентября 2022, 9:05

Совет блогеров подает коллективный иск к Meta*

Из-за отключения таргетинга в России еще до блокировки сервисов экстремистской организации рекламодатели потеряли вложения в продвижение. Присоединиться к иску могут все, кто подтвердит такие затраты.

Совет блогеров сообщает, что намерен подать коллективный иск к Meta Рlatforms Inc.*, и приглашает всех, кто пострадал от отключения таргетированной рекламы в Instagram** и Facebook**. Основатель Совета, юрист Валерия Рытвина рассказала Право.ru об особенностях будущего иска.

Иск касается прямых и косвенных потерь российских рекламодателей из-за того, что 5 марта Meta*отключила в своих соцсетях таргетированную рекламу для российских пользователей. Совет блогеров подчеркивает, что эти претензии не связаны с блокировкой сервисов Meta* из-за ее признания экстремистской: Роскомнадзор приступил к ней только 14 марта. В то же время организация считает, что и в отношении блокировки ответственность несет сама американская компания. Именно действия Meta* привели к тому, что ее признали экстремистской.

Присоединиться к иску могут все пользователи сервисов Meta*, которые пострадали из-за того, что вкладывали средства в таргетированную рекламу за последние три года. Совет блогеров выступает инициатором иска, а также готов бесплатно (по принципу pro bono) представлять интересы всех заявителей. В качестве подтверждения нужно будет предоставить скриншоты из личных рекламных кабинетов, в которых запускалась таргетированная реклама, а также выписки с банковских счетов, с которых оплачивались услуги Meta*, рассказала юрист Виктория Рашина, заместитель координатора Совета блогеров.

Совет намерен обратиться в суд с коллективным иском по нормам ст. 40 ГПК. Применение главы 22.3 ГПК, которая регулирует дела о защите прав потребителей, нецелесообразно, так как она предусматривает обращение в суд по месту нахождения ответчика, пояснила Валерия Рытвина.

Сам Совет от участия в процедуре получит только репутационную выгоду. При этом он не только готов сопровождать и оказывать юридическую помощь всем участникам коллективного иска, но и может обеспечить желающим участникам процесса дополнительную медийность. Все средства, которые удастся взыскать, получат пострадавшие лица, подчеркивает Рытвина.

«Совет — не юридическое лицо, и как сторона в суде или в договорных правоотношениях он выступать не может», — пояснила она.

Что потеряли рекламодатели

Издержки блогеров и бизнеса, который использовал сервисы Meta* для продвижения, значительны. Массовый отток пользователей с площадок начался еще до их блокировки, что фактически обесценило вложения предпринимателей, например, в раскрутку страниц Instagram**, поясняет Павел Янчукович — руководитель трафик агентства Collaba, операционный директор онлайн-академии «Становление».

При настройке в рекламном кабинете Facebook** (именно в нем происходит настройка рекламы и на Instagram**) рекламные кампании проходят так называемую оптимизацию — на это уходит время, усилия и немалый бюджет. Затраты составляют от $20 до 100, указывает Янчукович. При меньших вложениях соцсеть занижает просмотры. Особенно пострадали компании, которые вкладывали бюджеты исключительно для сбора заявок и лидов из Instagram/Facebook** без продвижения самого профиля. Без таргета такой метод сбора заявок стал просто невозможен, указывает эксперт.

Это, в свою очередь, вынудило компании вложить дополнительные средства в продвижение на других площадках («ВКонтакте», «Одноклассники», контекстная реклама и так далее). При этом отечественный рынок соцсетей к такому исходу был просто не готов, полагает Янчукович. «Одноклассники» для большинства ниш нерелевантны, а поток там очень низкий. Поэтому основная часть рекламодателей обратилась к «ВКонтакте», что привело к обрушению аукциона, проблемам с публикацией рекламных кампаний, ухудшению итогового результата ведения рекламных кампаний. Хотя соцсеть пытается исправить эти проблемы, пока эффективность продвижения там значительно ниже, чем раньше было через сервисы Meta*.

«Внезапного отключения таргета для российского сегмента не ожидал никто. Большинство предпринимателей и таргетологов просто не были готовы к такому исходу, что посеяло панику», — рассказал Янчукович.

Выплатят ли деньги?

Совет блогеров полагает, что возвращение Meta* в Россию — это вопрос времени, и тогда компании придется учитывать решения российских судов. Кроме того, у американской фирмы может быть собственность на территории России, за счет которой можно будет произвести взыскание в пользу истцов.

Еще Совет блогеров допускает, что решение российского суда могут признать и привести в исполнение суды, в юрисдикции которых находится Meta*. В 30 из 50 американских штатов действует Единообразный закон об исполнении иностранных судебных решений (UFMJRA), который это допускает.

В марте, вскоре после отключения таргетинга, Совет блогеров направил претензию в Meta* c требованием выплатить компенсацию $1 млрд. Тогда американская компания проигнорировала эти требования.

* Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.

** Принадлежит компании Meta Platforms Inc., которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.