ФАС объяснила, куда жаловаться на повышение цен на мобильную связь
Закон «О защите конкуренции» запрещает навязывать покупателям невыгодные условия договора. За соблюдением этих норм следит ФАС. Поэтому, если человек считает, что стоимость услуг связи необоснованно завышена, он может обратиться в службу с жалобой, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства.
Пожаловаться можно на горячую линию ФАС (например, в Москве следует звонить по номеру +7 495 784-75-05, добавочный 077-100) или через онлайн-форму на сайте ведомства. Полученные сведения будут использоваться для выявления и пресечения необоснованного роста цен, а еще для принятия мер в отношении недобросовестных участников рынка.
Автоматически вернуть деньги, переплаченные по завышенным тарифам, не получится. Эту проблему можно решить только в индивидуальном порядке. «По вопросу возврата средств гражданин может обратиться в суд с частным иском», — объяснили в ФАС.
Вместе с антимонопольной службой рост цен на связь контролирует Минцифры. Ведомство пообещало, что тарифы на сотовую связь не будут расти выше уровня инфляции в России. Для сохранения цен операторам предложили исключить из услуг часть архивных тарифов с низкой ценой, в том числе с безлимитным доступом к интернету. Поэтому ФАС ведет постоянный мониторинг соответствия цен на связь и уровня инфляции. В случае нарушений служба использует различные санкции — от предостережения до возбуждения антимонопольного дела.
Если оператор все-таки повышает цену на связь, то должен за 14 дней уведомить ФАС об этом.
Как выявляют нарушителей
Под контролем ФАС находятся операторы МТС, «Билайн», «Мегафон» и Tele2. В июне этого года Минцифры сообщило о проверке увеличения тарифов Tele2 в полтора раза и запросило у компании подтверждение обоснованности такого решения. После этого оператор объявил, что пересмотрел свою позицию и поднимет цены не более чем на 50 руб.
В середине октября ФАС признал МТС нарушителем антимонопольного законодательства за необоснованное повышение тарифов. Оператор связи дважды за год повысил стоимость своих услуг. Из-за этого 28 млн абонентов пришлось тратить на связь на 20% больше, что почти в два раза выше уровня инфляции за это время. Компания обосновала скачок цен тем, что у нее выросли расходы. Но доказать это не смогла.
Аналогичное дело завели против «Мегафона». Компанию подозревают в необоснованном повышении цен. Их рост с начала года по май составил около 12% процентов для 16,5 млн абонентов. При этом оператор не несет затрат, которые бы объяснили необходимость повышения тарифов. А значит, его действия тоже могут ущемлять интересы клиентов.