ПРАВО.ru
Юрист
21 ноября 2022, 9:04

Только четверть адвокатов оспаривает нарушения своих прав

Существующие меры по защите профессиональных прав адвокатов неэффективны. Так полагают и эксперты, и представители адвокатского сообщества. При этом с нарушениями сталкивается почти каждый второй защитник.

41% российских адвокатов за последний год сталкивались с нарушением их профессиональных прав. Только 11,8% опрошенных обжаловали такие нарушения. Такие данные приводит «Коммерсант» со ссылкой на совместный доклад ФПА и Центра конституционных исследований «Степень защищенности профессиональных прав адвокатов». На основании опроса 520 адвокатов из 64 субъектов России авторы доклада сделали вывод о неэффективности существующих механизмов правовой защиты адвокатов.

Чаще всего права адвокатов нарушают органы следствия: не предоставляют процессуальные документы (67,55), по надуманным предлогам ограничивают время на ознакомление с делом (55,4%), вызывают адвоката по назначению несмотря на наличие у фигуранта своего защитника (43,3%). При этом 41,7% столкнувшихся с нарушениями адвокатов пожаловались на суды, 3,3% — на адвокатские палаты, 2,1% — на адвокатские объединения.

Примерно 6,5% опрошенных заявили о применении к ним физического насилия, а с психологическим насилием столкнулись 31,5% адвокатов. В целом 45,2% называют проблемы, с которыми они столкнулись, системными. В 64,9% случаев нарушения адвокатских прав проявляются как существенные или непреодолимые препятствия в оказании профессиональной помощи доверителям.

Советник ФПА Ольга Шварц считает, что проблема системная: правоохранительные органы видят в адвокате не важную часть судебной системы, а помеху в своей работе. «У нас снижается уровень квалификации следствия и прокуратуры, поэтому в правовом поле им тяжело противостоять адвокатам — ведь те более квалифицированны», — полагает она. В результате следствие переходит на неправовые формы борьбы.

Несмотря на масштаб нарушений, обжалует их меньшинство адвокатов. Те из них, кто все-таки пожаловались на несоблюдение профессиональных прав, чаще всего оспаривали ограничения сроков ознакомления с материалами дела (59,7% обратившихся), нарушения со стороны сотрудников ФСИН (56,3%), проведение обыска дома или на рабочем месте (50%). Только в 38% случаев они обращались при этом в свою адвокатскую палату. По мнению Шварц, адвокаты знают о бесполезности жалоб на нарушение их прав и не тратят на это время.

«Ни одно из средств правовой защиты, имеющихся в распоряжении адвокатов, не является действенным», — говорится в докладе.

В 2021 году Минюст разработал законопроект, который должен был внести в Уголовный кодекс новую ст. 294.1 — «Воспрепятствование законной деятельности адвоката». В Госдуму новеллу так и не внесли. За расплывчатость формулировок, которая сделала бы новую норму неэффективной, документ раскритиковали сами адвокаты.

Ольга Шварц полагает, что законодательные изменения все-таки улучшили бы ситуацию: адвокатам было бы на что сослаться формально. «Если прокричать следователям, что есть специальная статья, проблема не исправится», — возражает зампред думского комитета по госстроительству и законодательству, бывший заместитель прокурора Москвы Юрий Синельщиков. Правоохранители просто не будут возбуждать уголовные дела против «своих», ведь формально за превышение должностных полномочий недобросовестных следователей можно наказать и сейчас.