Пленум ВС одобрил законопроект, который уменьшит число арестов
С докладом об одной из новелл о поправках к Уголовно-процессуальному кодексу выступил Владимир Давыдов, зампред Верховного суда. Он отметил: законопроект разработали, чтобы исполнить поручение президента.
В новелле предусмотрели ряд изменений к УПК. В частности, в кодексе предлагают в ст. 5 закрепить понятия преступлений насильственного и ненасильственного характеров. Так, под преступлением насильственного характера предлагают понимать преступление, которое совершили с применением насилия или с его угрозой. Соответственно, под преступлением ненасильственного характера имеется в виду преступление без насилия или угрозы его применить.
Также новеллой предлагается скорректировать ч. 1 ст. 108 УПК. Сейчас по ней можно заключать под стражу подозреваемых или обвиняемых в преступлениях, за которые могут лишить свободы на срок свыше трех лет, при невозможности применить более мягкую меру пресечения. На срок не больше трех лет лишают свободы за совершение преступлений небольшой тяжести (ст. 15 УК о категориях преступлений). В законопроекте предлагают отправлять в СИЗО подозреваемых и обвиняемых в преступлениях средней тяжести насильственного характера, тяжких и особо тяжких преступлениях, если нельзя применить более мягкую меру пресечения. Когда совершено преступление средней тяжести, но ненасильственного характера, избрать такую меру пресечения можно, если имело место одно из обстоятельств:
у подозреваемого или обвиняемого нет места жительства или пребывания в РФ;его личность не установлена;он нарушил ранее избранную меру пресечения;он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.Еще в исключительных случаях отправить за решетку могут подозреваемого или обвиняемого в преступлении небольшой тяжести, если он нарушил ранее избранную меру пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Достаточно одного из этих обстоятельств.
Женщин, у которых есть малолетние дети, предлагают заключать под стражу, только если их подозревают или обвиняют в тяжком или особо тяжком преступлении. Кроме того, таких женщин и несовершеннолетних детей, согласно новелле, смогут отправлять в СИЗО и в исключительных случаях, если их подозревают или обвиняют в преступлениях средней тяжести насильственного характера. Также эту меру пресечения предлагается не применять к подозреваемым и обвиняемым, если они страдают тяжелым заболеванием. Но это надо подтвердить медицинскими документами.
Помимо этого, в законопроекте обратили внимание на продление сроков заключения под стражу. Каждый год в отношении почти 2000 лиц органы предварительного расследования мотивируют продление срока тем, что не могут установить личность обвиняемого или у него отсутствует постоянное место жительства в России. Такой факт подчеркнули в пояснительной записке. Потому в ч. 8 ст. 109 УПК предложили исключить из мотивов продлевать срок обстоятельства, когда у лица нет места жительства или пребывания в РФ, или его личность не установлена.
В пояснительной записке отметили, что новелла позволит исключить содержание под стражей лиц, которые не представляют большой общественной опасности, когда они:
не мешают предварительному расследованию;не препятствуют рассмотрению уголовного дела; не занимаются иной противоправной деятельностью.Генпрокуратура не поддержала часть законопроекта о разделении преступлений на насильственные и ненасильственные. С точки зрения госоргана, вносить этот критерий излишне. Кроме того, заместитель генпрокурора Игорь Ткачев подчеркнул, что ненасильственное преступление может быть не менее опасным, чем насильственное.
Тем не менее Пленум ВС все же принял постановление о внесении этой новеллы в Госдуму.