Законодательство
10 июля 2023, 15:48

Путин подписал закон о «сетевых эффектах»

Документ устанавливает антимонопольные требования на цифровых рынках, а еще расширяет полномочия и сферу контроля ФАС.

10 июля президент Владимир Путин подписал ФЗ № 301 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», который уделяет особое внимание маркетплейсам и агрегаторам. Документ вводит понятие «сетевой эффект» на товарном рынке — это влияние компании через интернет на покупку определенной продукции за счет увеличения числа продавцов и покупателей. Федеральная антимонопольная служба будет выявлять такие эффекты и устанавливать факты нарушения агрегаторами онлайн-торговли закона о защите конкуренции.

Авторы документа определили критерии доминирующего положения для владельцев цифровых платформ, использующих «сетевой эффект». Их включат в новую статью закона «О защите конкуренции» (ст. 10.1). Агрегатор онлайн-торговли будет считаться доминирующим на рынке, если: 

размер его выручки за последний календарный год превышает 2 млрд руб.;доля сделок у конкретного онлайн-агрегатора от совокупной стоимости сделок на определенном товарном рынке составляет более 35%;агрегатор имеет возможность устранять с товарного рынка других субъектов или затруднять их доступ на этот рынок.

Еще антимонопольный орган сможет назначать экспертизу при рассмотрении ходатайства о даче согласия на заключение сделки или расследовании дела о нарушении антимонопольных требований. Для этого в ФЗ «О защите конкуренции» введут ст. 9.2. Поправки также добавят новое условие для контроля сделок со стороны ФАС. Если сделка с акциями компаний превышает 7 млрд руб., то для ее заключения потребуется согласие антимонопольного органа.

Закон вступит в силу 1 сентября.

Законопроект № 160280-8 «О внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции»