Процесс
31 июля 2023, 15:22

Суд взыскал моральный вред за незаконное лишение адвокатского статуса

Соответствующее решение вынес Верховный суд Дагестана.

В сентябре 2018 года квалификационная комиссия Адвокатской палаты Дагестана лишила статуса адвоката Расула Кадиева. Через суд юрист добился признания этого решения незаконным (дело № 33-1661/2021). Вместе с тем палата не торопилась восстанавливать Кадиеву статус адвоката и направлять необходимые сведения в Минюст. Тогда он подал административный иск в Верховный суд, чтобы признать недействующими пункты Положения о порядке ведения реестров адвокатов субъектов России (дело № АКПИ21-1002). Он посчитал, что эти нормы нарушают его права, поскольку обязывают адвокатскую палату направлять информацию в Минюст об отмене решения о лишении статуса адвоката. ВС в удовлетворении иска отказал.

Параллельно с этим адвокат пытался добиться компенсации за незаконное лишение статуса. В феврале Советский районный суд Махачкалы рассмотрел иск Кадиева к Адвокатской палате Дагестана (дело № 2-1221/2023). Заявитель просил взыскать с ответчика материальный вред в виде недополученных доходов за время незаконного отстранения, налоги и сборы, а еще компенсацию морального вреда. Палата возражала против удовлетворения иска, аргументируя это тем, что адвокат не состоит в трудовых отношениях с организацией.

Первая инстанция удовлетворила иск частично, взыскав недополученные доходы за 37 месяцев, в течение которых адвокат незаконно был лишен статуса. Однако суд отказал в требовании о компенсации морального вреда.

Не согласившись с решением, адвокат обжаловал его в Верховном суде Республики Дагестан, полагая, что ему положена компенсация морального вреда за незаконное отстранение от профессии и отказ региональной АП самостоятельно исправлять ошибку. Апелляция посчитала выводы первой инстанции ошибочными. Суд решил, что истцу причинены нравственные страдания незаконным прекращением статуса адвоката. Решение Советского райсуда Махачкалы отменили в этой части, с Адвокатской палаты Дагестана взыскали 50 000 руб. в пользу Кадиева.