Минюст поможет заключенным с трудоустройством
В Минюсте обсуждают новую меру социальной адаптации бывших заключенных: осужденным, чей срок пребывания в колонии подходит к концу, помогут определиться с будущим местом работы и сразу же оформить трудовые договоры. Региональные власти заранее получат списки освобождающихся из мест лишения свободы граждан и разработают для них индивидуальные программы по трудоустройству, сообщает «СенатИнформ».
В каждом регионе, как отметили в Минюсте, из тюрем ежегодно выходят от 100 до 500 человек, и это потенциальная рабочая сила. По заверению замминистра юстиции Всеволода Вуколова, работодатели, особенно в сегменте среднего бизнеса, «очень хорошо относятся к данному контингенту сотрудников, потому что они очень дисциплинированные».
Процедуру могут урегулировать приказами к новому закону «О пробации», то есть о мерах помощи в адаптации заключенных или освобожденных из колоний людей к жизни в обществе. Добровольную для осужденных систему пробации должны запустить в 2024 году. ФСИН начнет готовить индивидуальные программы ресоциализации, социальной адаптации и реабилитации отбывших наказание людей, вести реестр участников программы и оказывать им психологическую помощь (подробно о системе пробации мы рассказывали в материале «Минюст предложил, как вернуть в общество после колонии»).
Новая мера должна дополнить формирующийся механизм пробации и помочь адаптироваться бывшим заключенным к социальной жизни, считают в Минюсте. Юристы оценили такой подход положительно, но предупредили: при реализации идеи на практике нужно учитывать российские реалии.
Рецидивов станет меньше
Отсутствие стабильного заработка — это действительно один из факторов, который побуждает людей к преступности, объясняет Нухбек Аджиев, адвокат АБ Забейда и партнеры Поэтому саму идею содействия властей в трудоустройстве бывших заключенных можно оценивать исключительно с положительной стороны. Хотя и проблема поиска работы не единственная для таких лиц.
После освобождения необходима повторная социализация, которую эффективно решит только комплексный подход, включающий психологическую поддержку, в том числе и по бытовым вопросам.
Вопрос — как предложенную Минюстом идею реализуют на практике. Важно понимать, что во многих регионах трудоспособное население даже со средним и высшим образованием испытывает проблемы с трудоустройством из-за отсутствия рабочих мест, напомнил Аджиев.
Адвокат КА Юков и партнеры Джамали Кулиев согласился с коллегой и допустил, что за рабочие места во многих регионах (Якутия, ХМАО, ЯНАО) с традиционным дефицитом рабочей силы экс-заключенные могут и не захотеть бороться, даже нуждаясь в работе. Отбывшие наказание могут быть и просто не готовы, например, к тяжелому физическому труду, к которому их могут привлечь.
Аджиев оговорил важность того, чтобы исполнители инициативы Минюста на местах действовали законно: не угрожали бывшим заключенным негативными последствиями и не принуждали их к оформлению трудовых отношений, чтобы улучшить собственную отчетность и статистику по успешной «ресоциализации». Кулиев упомянул еще одну проблему — позицию работодателей, которые принципиально не хотят иметь никаких дел с бывшими осужденными. Она часто приводит к невозможности трудоустройства таких людей и в перспективе — к росту числа рецидивов.
Мало кто из работодателей хочет видеть в своем работнике вчерашнего заключенного.
Но в любом случае инициатива по содействию в трудоустройстве экс-заключенным одинаково нужна обеим сторонам — и бывшим заключенным, и работодателям, считает Кулиев. Гарантированное трудоустройство положительно скажется на сокращении преступности. И хотя оценивать инициативу Минюста пока еще рано, но активная работа ведомства в этом направлении не может не радовать, заключил юрист.