Процесс
13 октября 2023, 20:17

«Час суда» и образ Тома Круза: как юристы пришли к своей профессии

Уже семь лет в России реализуется проект «Адвокатура в школе», который запустили в АП Ростовской области. За это время к нему присоединились уже 26 регионов, объединенные одной целью: популяризировать профессию адвоката среди подростков и развить их правовую грамотность. Юристы считают инициативу крайне важной и объясняют, почему она может стать судьбоносной.

В 2016 году комитет по взаимодействию с правозащитниками и правовому просвещению Адвокатской палаты Ростовской области запустил проект «Адвокатура в школе». В его рамках адвокаты взаимодействуют с учащимися: рассказывают им о профессии и о том, как ее получить, что их может ждать на профессиональном маршруте, какие права и обязанности у них есть уже сейчас. Суть проекта — популяризировать профессию адвокатов, повысить ее авторитет и помочь сформировать правомерное поведение еще со школьной скамьи.

Через два года проект стал межрегиональным. Сейчас к нему присоединились уже 26 адвокатских палат. В прошлом году участником проекта стала АП Новосибирской области. Накануне председатель комиссии по молодежной политике палаты Елена Бондаренко рассказала о проведении первых встреч с учениками региональных школ и их искреннем интересе к адвокатской работе.

Практикующие юристы подтверждают: распространение таких проектов могло бы многим молодым людям определиться с будущей профессией и повысить их юридическую грамотность. Во взрослой жизни это уберегает от многих ошибок. Некоторые эксперты признались, что осознание желания связать жизнь с юриспруденцией пришло к ним в школьные годы.

«Этих знаний часто не хватает во взрослой жизни»

Возможность еще в школе узнать хотя бы на базовом уровне о правах гражданина и обязанностях перед государством можно оценивать только положительно. В этом убежден руководитель практики разрешения споров компании IMPRAVO Юрий Матвеев. Похожие мероприятия были в школах и раньше: в формате уроков по правоведению с участием приглашенных гостей. «Обычно их проводили сотрудники правоохранительных органов и прокуратуры, лекции которых имели определенный „акцент”», — вспоминает Дмитрий Моторин, адвокат юридической фирмы VEGAS LEX Правда, в лучшем случае темой уроков был возраст уголовной ответственности, а в худшем — речь заходила о показателях раскрываемости или механизмах прокурорского надзора. Это ценная информация для студентов юрфаков, но не для школьников, сожалеет юрист.

Важность информирования молодых граждан об их основных правах и обязанностях еще со школьной скамьи недооценивается — и зря, соглашается с коллегами советник Versus.legal Радислав Репин. «Финансовая и юридическая грамотность важнее тригонометрии и черчения», — заявляет эксперт. И резюмирует: на выходе из школы получается много не обученных юридической грамотности людей, которые потом остаются с последствиями (например, в виде многочисленных долгов по кредитам) один на один. Моторин подтверждает: взрослым людям часто не хватает хотя бы базовых знаний о собственных правах. Их внимание, может, когда-то и обращали на обязанности перед государством, но о правах, как правило, речь не заходила. 

Задачу адвокатуры в такой просветительской деятельности я вижу именно в раскрытии перед школьниками социальных механизмов, гарантий и льгот, их основных правомочий.

Дмитрий Моторин

Подобные проекты адвокатуры помогут не только развить правовую грамотность, но и расширить варианты будущей профессии, уверен партнер юрфирмы Инфралекс Станислав Петров. Если такие инициативы будут популярными, в скором времени ряды адвокатов пополнятся профессиональными юристами, которые уже со школьных лет изучают тонкости профессии. А еще это хороший шанс для учеников вовремя понять, что с юриспруденцией у них все же разные пути, считает Матвеев. Это не его ситуация: решение стать юристом пришло к эксперту еще в средней школе. «Я стал понимать, что у меня есть склонность к аналитике и отстаиванию собственного мнения, а еще я быстро находил необходимые статьи законов при подготовке к урокам по обществознанию», — делится Матвеев.

Со средней школой связывает возникновение тяги к праву и Моторин, но уточняет: связана она была с необходимостью решать социальные и правовые проблемы, когда в семье не было юриста. На момент поступления в университет другие варианты профессии эксперт уже не рассматривал.

«Права людей достойны того, чтобы за них бороться»

На встрече со школьниками Новосибирской области председатель комиссии по молодежной политике палаты Бондаренко в шутку посоветовала аудитории не путать реальный судебный процесс с телепередачей «Суд идет», чтобы не формировать ложные ожидания. Юристы признаются: телевизионные передачи могут сыграть не последнюю роль в выборе профессии.

Это и произошло с Моториным: «Надо отметить, что не последнюю роль в выборе профессии сыграли программы «Час суда» и «Суд идет», которые большинство коллег оценивает скептически». Хоть он и согласен с тем, что судебный процесс в таких программах максимально утрирован и оторван от реальности, но за счет развлекательной составляющей он завлекает людей в ряды юристов. «Хотя сейчас я бы отдал предпочтение телесериалам вроде „Форс-мажоры” или „Лучше звоните Солу”», — добавил Моторин. За чьим-то выбором профессии стоял кинематограф и образы киногероев. Например, Репин когда-то вдохновился фильмом «Несколько хороших парней» и образом Тома Круза, а также героем Мэттью МакКонахи в «Время убивать».

Сделать выбор в пользу адвокатской деятельности смогут учащиеся, неравнодушные к несправедливости и заинтересованные в защите интересов пострадавших лиц.

Станислав Петров

Но какой бы ни была мотивация к выбору профессии, главное, чтобы она была по душе, напутствует будущих коллег Матвеев. Все остальное — статус, деньги, другие материальные блага — приложится, ведь в таком случае будущий профессионал будет готов посвящать профессии больше времени и сил, чем остальные. Важно держаться поближе к людям, которые стимулируют выходить из зоны комфорта и развиваться, убежден Моторин. «И неважно, критикуют ли они ваши действия или искренне радуются вашим успехам», — считает юрист. А потом поясняет: влияние и тех и других будет одинаково ценно, если научиться его осознавать и грамотно пользоваться последствиями.

«Права людей достойны того, чтобы за них бороться», — заключил Репин.