Процесс
20 октября 2023, 16:21

«Мы не сможем переломить ситуацию»: эксперты о преследовании адвокатов

В рамках VII конференции «Юридический бизнес России — 2023» состоялась дискуссия об уголовной ответственности адвокатов. Ее участники пришли к выводу, что сегодня профессия юриста — одна из самых опасных, но ситуацию с преследованием адвокатов все же можно смягчить.

19 октября в Московской торгово-промышленной палате состоялся круглый стол на тему «Ответственность адвоката и консультанта», который прошел в рамках VII конференции «Юридический бизнес России — 2023». Участники обсудили вопросы ответственности адвокатов, их самозащиты и снижения рисков уголовного преследования. Итогами мероприятия поделилась пресс-служба Федеральной палаты адвокатов — одного из организаторов конференции.

Вице-президент ФПА Елена Авакян затронула проблематику статуса адвокатов и свободных юристов. Авакян напомнила о дисциплинарной ответственности адвокатов, которая обеспечивает «чистоту рядов». При этом «второе крыло юридической профессии действует без каких-либо ограничений», и из-за этого на юррынке появляется все больше мошенников. Люди часто не отличают адвокатов от других юристов, а потому работа свободных специалистов влияет на отношение и к адвокатам, считает вице-президент.

Авакян выделила несколько сложностей, с которыми сталкивается адвокатура. Например, иногда адвокаты становятся соучастниками доверителей. Вице-президент ФПА, президент АП Москвы Сергей Зубков подтверждает: суды иногда рассматривают адвокатов как соучастников преступлений. Еще в уголовном процессе суд часто не слышит адвоката, из-за чего тот фактически становится «декоративной фигурой». И это еще одна проблема, которую нужно решать, подчеркнула Авакян. Причем сделать это можно только накапливаемым опытом.

Управляющий партнер «Китсинг и партнеры» Владимир Китсинг сделал доклад о причинах уголовного преследования адвокатов. Спикер выделил следующие поводы:

завышение стоимости юрпомощи;преступное консультирование, криминальные переговоры;фальсификация доказательств;понуждение к определенным показаниям. 

По словам Китсинга, для снижения рисков адвокат должен определять средний для себя ценовой диапазон, фиксировать результаты оказанной помощи, исключать дублирование функций штатного юриста компании, убеждаться в законности своих требований и избегать ультиматумов.

Участники дискуссии обратились к судебной практике и привели примеры дел, связанных с преследованием адвокатов. Член Совета АП Москвы, старший партнер адвокатского бюро ZKS Андрей Гривцов пришел к выводу, что «профессия юриста — одна из самых опасных». Управляющий партнер адвокатского бюро «Большаков, Челышева и партнеры» Артур Большаков предложил коллегам постоянно заниматься самообразованием. Советник ФПА, член Научно-консультативного совета ФПА и член Совета АП Москвы Евгений Рубинштейн напомнил, что адвокатов преследовали всегда. Эксперт пришел к выводу, что и сейчас «мы не сможем переломить ситуацию кардинально, но можем смягчить ее, используя полномочия органов адвокатского самоуправления».

Чаще всего дисциплинарные дела возбуждают не по инициативе властей, а по жалобам доверителей, отметил Рубинштейн. Например, за прошлый год в АП Москвы поступило 1557 жалоб от граждан, а от Минюста — 220. Палата возбудила 387 производства, из них 142 — по обращениям доверителей, 29 — по представлениям Минюста, 76 — от судей, еще 6 — от коллег. Вице-президент палаты инициировал 79 дел. Большинство претензий оказались безосновательными: по обращениям госорганов прекратили 75% дел, а по остальным жалобам — 38%, заключил Рубинштейн.