Законодательство
30 октября 2023, 20:01

Силовиков отстранят от проверок бизнеса: мнение юристов

МВД предлагают отстранить от возбуждения административных дел против бизнесменов по тем составам КоАП, за соблюдением которых уже следит госконтроль. Соответствующий законопроект разработало правительство. Юристы приветствуют меры по снижению давления силовиков на бизнес, но сомневаются в качестве реализации предложения: если поправки сформулируют нечетко, то «двойные» проверки продолжатся.

В Кодексе об административных правонарушениях сейчас есть около 150 составов, по которым проверять и штрафовать бизнес могут одновременно и полиция, и органы надзора по ФЗ «О государственном и муниципальном контроле». Это приводит к массовым полицейским проверкам, которые мешают компаниям нормально работать. На это уже обращали внимание и в Минюсте, и в Генпрокуратуре. В надзорном ведомстве приводили статистику: за четыре месяца года оно успело согласовать менее 100 000 проверок из числа заявленных и отклонить почти 70% внеплановых полицейских мероприятий. При этом в течение последних двух лет по итогам полицейских проверок составили более 65 000 протоколов.

К концу лета по итогам XXVI Петербургского международного экономического форума президент сформулировал список поручений. Одно из них — ограничить полномочия сотрудников МВД в части привлечения бизнесменов к административной ответственности. «Коммерсант» узнал, что в правительстве готовят соответствующие поправки к Кодексу об административных правонарушениях. Они запретят полицейским возбуждать дела против предпринимателей по 46 статьям КоАП. В правительстве собираются проанализировать еще 151 норму «двойного действия». Если какие-то из них в итоге решат вывести из-под влияния силовиков, разработанный законопроект изменят ко второму чтению в Госдуме, когда его будут обсуждать уже детально.

В текущей версии документа кабмин посчитал, что полностью изолировать полицейских от госконтроля нельзя. Силовикам оставят возможность участия в мероприятиях, где нужно защищать «охраняемые законом ценности» и благополучие граждан, применять силу и спецсредства, проводить административные задержания или доставления. Это пригодится, например, если нарушитель угрожает инспекторам или игнорирует его требования. В секретариате главы аппарата правительства Дмитрия Григоренко подчеркивают: при рассмотрении всех «спорных» статей КоАП обязательно будут учитывать мнения бизнеса, контролеров и силовиков.

Все зависит от точности формулировок

Юристы ждут от очередной инициативы снижения давления на бизнес, но подчеркивают: ее эффективность будет напрямую зависеть от итогов отбора составов «двойного действия». Но в эффективности этого мероприятия у экспертов есть сомнения.

Наталия Травкина, руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса «Пепеляев Групп», напомнила: бороться с внепроцессуальными проверками органов МВД начали уже давно. Например, с 1 января 2009-го ФЗ № 293 исключил некоторые внепроцессуальные права МВД, которые касались проверок предпринимателей. Одна из причин — негативное влияние таких мероприятий на бизнес. Но, как показывает статистика Генпрокуратуры по полицейским проверкам, это влияние остается, констатировала Травкина.

В контексте давно провозглашаемой политики уменьшения силового давления на бизнес законопроект, который обсуждается в правительстве, логичен и не лишен смысла, соглашается с коллегой Мария Равич, адвокат и юрист практики уголовно-правовой защиты бизнеса BGP Litigation Разграничение полномочий МВД и контролирующих органов может сократить число искусственно инициируемых проверок. Они нередко перерастают в административные дела по надуманным основаниям для оказания незаконного давления на бенефициаров и топ-менеджеров бизнеса, объяснила Равич. В числе других плюсов предложения — оно может снизить коррупционную составляющую в работе правоохранителей и разгрузить аппарат МВД, освободив его от лишней нагрузки.

Но достигнет ли положительная идея постановленных целей — пока сложно сказать. 

Безусловно, инициатива направлена на снижение давления на бизнес. Но получится ли в этот раз достигнуть этой цели — покажет практика.

Наталия Травкина

Травкина обратила внимание, что законопроект предлагает внести поправки только в КоАП, но не затрагивает закон «О полиции». То есть полномочия сотрудников МВД по «внепроцессуальным проверкам» останутся в ст. 12 и 13 этого закона. На такие проверки не распространяется мораторий правительства, то есть их не нужно согласовывать с прокуратурой, продолжает эксперт. Поэтому инициатива вовсе не исключает вероятности, что информацию о найденных при проверке нарушениях полицейские все же будут передавать органам надзора. Но даже если это и будет происходить, то сразу возникают вопросы:

потребуется ли для привлечения к ответственности дополнительная проверка, но уже органом исполнительной власти (судя по формулировкам, да, считает Травкина);будет ли эта проверка формальной или же полноценным контрольным мероприятием;какие обстоятельства будут устанавливать органы надзора — только по факту нарушения или по более широкому кругу вопросов.

Ответы на эти вопросы даст только практика применения ч. 3.1. ст. 28.1 КоАП в предлагаемой редакции («Возбуждение дела об административном правонарушении»), заключила Травкина. Эффективность инициативы кабмина пока под вопросом, уверена и Раевич. Все будет зависеть от точности формулировок законопроекта.

Широкая формулировка исключения, допускающая вмешательство органов МВД в проведение проверок фактически в любом случае, сведет на нет все благие цели законопроекта и его позитивный потенциал.

Мария Равич

Только если у МВД не остается возможности необоснованно вторгаться в сферу работы контролирующих органов, у реформы будут шансы на позитивные результаты, подчеркивает эксперт. На сегодняшний день поправки все же не исключают возможность участия МВД в проверках для защиты «охраняемых законом ценностей». Поэтому риск вторжения силовиков в сферу компетенции органов надзора все-таки будет существовать, подытожила Равич.