«Ведомости» пишут, что размер кредиторской задолженности с января по август 2023 года вырос на 16% и составил почти 103 трлн руб. Замглавы Федеральной налоговой службы Константин Чекмышев на конференции «Банкротства — новая реальность» назвал увеличение количества продолжающихся банкротных дел «колоссальным». По данным сервиса Casebook, их число увеличилось с 50 300 в январе до 62 600 в июле. Эту информацию приводит РБК. Право.ru выяснило, что на 17 ноября таких дел в системе числится уже 68 621.
По данным статистики Судебного департамента при Верховном суде, за первое полугодие поступило на рассмотрение 213 850 дел о банкротстве. Суды рассмотрели за этот же период лишь 155 696 дел. При этом общее число неоконченных производств составило 409 078. По сравнению с данными в отчете за 2022 год, их количество действительно выросло: тогда остаток держался на уровне 366 378 дел. В конце 2021-го эта цифра была 282 266, а в 2020-м — 207 319. Таким образом, за последние три года количество продолжающихся банкротных дел двукратно увеличилось.
Вместе с тем, исходя из данных Суддепа, срок рассмотрения большей части оконченных дел о банкротстве составляет до одного года. Так, в первом полугодии завершены в срок до года 67,33% дел, от года до трех лет — 29,43%, от трех до шести лет — 2,74%, от шести до десяти лет — 0,47%, а свыше десяти лет — лишь 0,03%.
Примерно такие же показатели демонстрирует отчет за первое полугодие 2021 года (данных за первое полугодие 2022 года нет). Срок рассмотрения дела о банкротстве составил: до года — 66,24%, от года до трех лет — 29,11%, от трех до шести лет — 4,01%, от шести до десяти лет — 0,58%, свыше десяти лет — 0,06%. Таким образом, менее 1% продолжаемых дел о несостоятельности заканчивается решением суда, если заявление подано раньше шести лет назад.
Мнение экспертов
Управляющий партнер Юлия Иванова считает, что существуют объективные причины, из-за которых число затянутых дел в банкротстве растет. К ним можно отнести затруднения в реализации конкурсной массы из-за уменьшения спроса на активы, усложнение процедур банкротства вследствие увеличения количества и повышения сложности обособленных споров. Но в затягивании спора бывают заинтересованы арбитражные управляющие, которые хотят увеличить вознаграждение. Либо мажоритарный кредитор при содействии арбитражного управляющего тянет время реализации ликвидного актива, выводя доходы из периметра конкурсной массы (определение Верховного суда по делу № А56-45590/2015). Основатель Сергей Кислов к причинам добавляет и более качественную борьбу за активы со стороны кредиторов. Должникам становится тяжелее обнулять свои долги. Значит, регулирование в сфере несостоятельности двигается в правильном направлении, полагает он. Правда, процент удовлетворения требований кредиторов меняется незначительно.
По мнению партнера Станислава Петрова, значительный рост числа банкротств фирм в первой половине года обусловлен отложенным эффектом прошлогоднего моратория и не выглядит долгосрочным трендом. Между тем дальнейший рост ключевой ставки может привести к росту кредитной нагрузки на бизнес. Но маловероятно, что это приведет к взрывному росту числа банкротств, констатирует он: «Скорее всего, правительство примет дополнительные меры поддержки для бизнеса, и ситуация будет выравниваться».
Не все участники экономического оборота смогли адаптироваться к изменениям и найти свою нишу. Плюс имеет место эффект «отложенных банкротств», вызванный мораторием. Что ждать дальше? Думаю, пока экономическая ситуация не поменяется и не придет к устойчивому состоянию, можно ожидать стабильно высокий уровень количества процедур банкротства, но менее интенсивный, чем в первом полугодии.