Пленум ВС изменил постановление о конфискации имущества в уголовных делах
Еще один вопрос сегодняшнего заседания Пленума Верховного суда — внесение изменений в постановление Пленума ВС от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве». О поправках подробно рассказал судья ВС Олег Борисов. Он подчеркнул, что динамика развития законодательства в этой сфере влияет на судебную статистику: по данным Суддепа, в 2017-м конфискацию применили в отношении 2060 осужденных, а в 2022-м — 4195. А за шесть месяцев 2023-го суды приняли уже 6508 таких решений.
Проект вносит корректировки в п. 2 постановления. Там укажут, что принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления подлежат конфискации судом по делам о преступлениях, перечень которых законом не ограничен. В действующей до поправок редакции отмечено, что суд «может конфисковать» их. Также этот пункт предлагается дополнить следующим пояснением: доходами от денег, ценностей и иного имущества из п. «а» и «б» ч. 1 ст. 104.1 УК («Конфискация имущества») могут признать суммы, полученные в кредитных организациях в виде процентов по счетам за использование таких денег, арендную или иную плату за передачу имущества в пользование другим лицам, плату за услуги с использованием такого актива.
Из п. 3 исключат отсылку к Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма от 16 мая 2005 года. Также туда добавят разъяснение о том, что средствами совершения преступления могут признать электронные устройства. Например, персональные компьютеры, мобильные телефоны, смартфоны и другие гаджеты, с использованием которых обвиняемый нашел соучастников, сговорился и обсуждал детали преступления.
Еще в постановлении отметят, что суд как при подготовке дела к заседанию, так и во время него может наложить арест на имущество и по собственной инициативе, чтобы обеспечить надлежащие условия судебного разбирательства (п. 8). Еще в документе укажут, что обеспечительные меры и наличие обременения из других судопроизводств не исключают изъятие предмета, подлежащего конфискации по уголовному делу (п. 9).
Кроме того, постановление дополнят п. 15.1: если орган предварительного расследования не принимает меры для обеспечения возможной конфискации имущества либо установления принадлежности средства совершения преступления, это чревато сокрытием или утратой такого имущества. Еще из-за этого могут нарушиться разумные сроки судопроизводства. Потому суды могут выносить в таких случаях частные постановления.
По итогам обсуждения проект постановления приняли. На момент написания материала он не опубликован на сайте ВС. Более подробно об этих и других изменениях в акте можно прочитать здесь: проект постановления Пленума ВС «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.06.2018 № 17 «О некоторых вопросах, связанных с применением конфискации имущества в уголовном судопроизводстве».