Процесс
22 февраля 2024, 11:06

СИП подтвердил отказ в регистрации бренда московского метро

Столичный метрополитен планировал зарегистрировать товарный знак, но Роспатент и Суд по интеллектуальным правам решили, что изображение простой фигуры не может ассоциироваться у людей с метро.

В 2022 году Роспатент отказал Московскому метрополитену в регистрации товарного знака. Метрополитен обжаловал отказ в Суде по интеллектуальным правам, который обязал патентное ведомство повторно рассмотреть возражения на отказ в регистрации бренда (дело № СИП-1154/2022). Роспатент подал жалобу в Президиум СИП, и тот в сентябре 2023 года отменил решение СИП и отправил дело на новое рассмотрение другим составом суда. Позднее Верховный суд отказал в передаче жалобы метрополитена на рассмотрение экономколлегии.

По итогам нового рассмотрения дела СИП отклонил иск метрополитена, тем самым подтвердив позицию Роспатента.

Спор возник после того, как в августе 2020 года метрополитен решил зарегистрировать свой товарный знак — изображение в виде широкой изогнутой дуги черного цвета с закругленными и срезанными краями. Заявитель собирался использовать обозначение на вывесках, автоматах для продажи билетов, автобусах и железнодорожных вагонах, сувенирной продукции. В регистрации бренда отказали со ссылкой на п. 1 ст. 1483 ГК. Роспатент решил, что изображение простой геометрической фигуры — дуги — не обладает различительной способностью, то есть не дает потребителям возможность отличить продукцию метро от однородных товаров других правообладателей. Значит, оно будет только путать людей. При этом саму дугу нельзя отличить от любой другой изогнутой линии черного цвета.

Метрополитен возражал: изображение продолжает серию его товарных знаков и раз этот элемент в комплексе с другими обозначениями обладает охраноспособностью, то есть соответствует всем критериям для регистрации в госреестре, то и в отдельном виде его тоже можно зарегистрировать. Заявитель напомнил, что просит зарегистрировать не просто изображение дуги, а сложное обозначение, которое состоит из точки, луча, линий, угла и фигур. А результаты соцопроса 1002 потребителей из Москвы и Московской области подтвердили, что внимание людей привлекает именно изображение дуги, которое объединяет все обозначения в серию товарных знаков. Роспатент же указал на недостатки соцопроса (малое число опрошенных, ограниченная территория) и подчеркнул, что исследование еще не подтверждает популярность знака у среднего потребителя и ассоциацию его именно с московским метро. 

Теперь с этими доводами согласился и СИП. Решение суда в полном объеме пока не опубликовано в карточке дела.