Верховный суд продолжает гуманизацию уголовного закона
Во время семинара-совещания председателей советов судей судов и субъектов РФ исполняющий обязанности председателя Верховного суда Петр Серков затронул тему продолжающейся гуманизации уголовного законодательства. И проиллюстрировал это утверждение статистикой: за 2023 год российские суды прекратили уголовное преследование в отношении 19% обвиняемых.
По итогам прошлого года число осужденных граждан уменьшилось на 4% в сравнении с 2022-м — на 25 000 человек. Альтернативный вид уголовного наказания — принудительные работы — суды назначали в пять раз чаще, чем в 2022 году. Число осужденных, таким образом избежавших лишения свободы, выросло с 3600 до 17 300 человек. По словам Серкова, в 2023-м суды реже удовлетворяли ходатайства следствия об аресте подозреваемых и обвиняемых в преступлениях и продлении сроков их содержания под стражей. Так, в 2023 году число удовлетворенных просьб следствия об аресте фигурантов снизилось на 6%.
Проводимой в последние годы гуманизацией Уголовного кодекса ВС руководствуется и при оценке новых законопроектов. Так, ранее в суде раскритиковали законопроект о дифференцированном увеличении минимальных сроков наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории и тяжести преступления. Сейчас УК позволяет назначать наказание в виде лишения свободы на срок от двух месяцев до 20 лет. В 2011-м из составов Особенной части УК исключили нижние пределы сроков лишения свободы. В итоге кодекс содержит девять составов особо тяжких преступлений и 126 тяжких преступлений, за которые виновному могут назначить наказание в виде всего лишь двух месяцев заключения. Короткие сроки неэффективны, но при этом назначаются все чаще, подчеркивают авторы законопроекта и предлагают ввести в ч. 2 ст. 56 УК шкалу сроков лишения свободы. Например, за преступления небольшой тяжести назначать наказание на срок от шести месяцев заключения, а за особо тяжкие — от трех лет лишения свободы.
Но эта идея не нашла поддержки у ВС. В отзыве он указал, что поправки противоречат проводимой в последние годы госполитике по гуманизации уголовного закона. А еще авторы не привели доказательства неэффективности кратковременных сроков лишения свободы и необходимости кардинального пересмотра концептуальных подходов закона.