КС защитил права бывших членов семьи собственников жилья
В четверг Конституционный суд опубликовал постановление о проверке ч. 6 ст. 32 ЖК («Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд»).
Как рассказали в пресс-службе КС, автор жалобы — Анна Евгеньева* — отказалась от участия в приватизации квартиры, в которой она жила вместе с мужем и его родственницей, но приобрела право бессрочного пользования этим помещением и продолжала проживать в нем. В 2022 году многоквартирный дом признали аварийным и подлежащим сносу. Собственнику квартиру выплатили возмещение, а Евгеньеву, прекратившую с ним семейные отношения, признали утратившей право пользования жилым помещением и попросили съехать. Администрация Кировского и Ленинского района мэрии Ярославля добилась этого через суд, но не сразу: первая инстанция отказала в удовлетворении требований, сославшись на то, что выплата бывшему мужу Евгеньевой выкупной цены не влияют на приобретенное женщиной право и не считаются основанием для его прекращения. Но апелляционная и кассационная инстанции не согласились с этим. Суды посчитали, что Евгеньева лишилась права пользования этим помещением в момент выплаты возмещения.
Конституционный суд обратил внимание: переселение из аварийного жилищного фонда — одна из самых сложных социально-экономических задач последних десятилетий.
Недопустима ситуация, когда человек с определенными жилищными гарантиями оказывается лишен не только их, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти, говорится в постановлении.
КС заявил: сегодня законодательство не отвечает на вопрос о способах защиты конституционного права на жилище граждан, которые оказались в такой ситуации, как Евгеньева. Оспариваемая норма не соответствует Основному закону. Необходимо это исправить. Пока поправки не готовы, суд может обязать органы местного самоуправления предоставить бывшему члену семьи собственника аварийного жилого помещения другое жилье. Дело Евгеньевой пересмотрят.
* Имя и фамилия изменены редакцией.