Суд в Лондоне признал подконтрольность «А1» Фридману
Высокий суд Лондона в рамках дела о банкротстве Беджамова констатировал подконтрольность компании «А1» подсанкционным лицам, а именно: Михаилу Фридману, Герману Хану и Алексею Кузьмичеву. На дело обратил внимание телеграм-канал Compliance Practice.
История спора
В июле 2018 года бывшего совладельца «Внешпромбанка» Беджамова признали банкротом (дело № А40-9544/2017). Его кредиторами выступили сам банк, ВТБ и ФНС. Финансовым управляющим назначили Любовь Кирееву.
В 2019 году Агентство по страхованию вкладов, которое представляло интересы «Внешпромбанка», через инвесткомпанию «А1» подало иск к Беджамову в Высокий суд Лондона на $1,75 млрд. АСВ обвиняло экс-банкира в мошенничестве.
В 2022 году Киреева инициировала против Беджамова процедуру банкротства уже в Великобритании (дело № 2022/0037). В Лондоне ему принадлежат два объекта недвижимости, оцениваемые судом в £35 млн. Киреева просила суд арестовать известные ей активы. Первая инстанция согласилась ввести процедуру банкротства Беджамова, но отказала в передаче недвижимого имущества для реализации и погашения требований кредиторов. Апелляционный суд Англии и Уэльса по гражданским делам вернул дело на новое рассмотрение в части вопроса о признании российского банкротства на территории Англии.
В ответ на это Беджамов решил подать иск уже против инвестиционной компании «А1», указав, что действия по поиску его активов можно счесть преследованием.
В 2022 году Фридман, Хан и Кузьмичев подпали под санкции Евросоюза и Великобритании. 18 марта 2024-го «Ведомостям» стало известно, что бизнесмены продали свои доли в компании «А1» гендиректору Александру Файну всего за 100 000 руб.
В судебном процессе Беджамов настаивал, что сделка по продаже активов носит притворный характер и нацелена на сокрытие истинных владельцев инвестиционной фирмы. Новый собственник «А1» Файн пояснял, что дела у предприятия идут неважно, а сделка прошла по рыночной цене. Так, согласно бухгалтерской отчетности за 2022 год, чистый убыток компании составил 992 млн руб. и вырос в 78,7 раза год к году.
Позиция суда
Судья Сара Кокерил согласилась с позицией Беджамова. Суд посчитал, что изначально фирма принадлежала лицам под санкциями. После включения их в санкционный список произошла продажа за $900 другому сотруднику компании. Низкая цена сделки вызывает подозрение и может свидетельствовать о том, что инвестиционная фирма все еще подконтрольна первоначальным владельцам — Фридману, Хану и Кузьмичеву.
Суд отказался принимать представленную финансовую документацию в качестве достоверного доказательства, поскольку она не обеспечивает последовательное и надежное обоснование цены продажи. При этом компания «А1» больше не участвует в деле Беджамова, ее заменило консалтинговое агентство Cezar Legal.