Процесс
7 июня 2024, 18:32

Власти и бизнес обсудили налоговую реформу

В рамках ПМЭФ представители бизнеса, кабмина, ФНС и профильных ведомств поделились ожиданиями от грядущей реформы НК и резюмировали: сохранять стабильность важно, но не всегда возможно.

Для роста инвестиций нужны стабильные и предсказуемые налоговые условия, заявил вице-премьер Александр Новак на Петербургском международном экономическом форуме. «Я уверен, что сегодня те решения, которые принимаются, создадут долгосрочную базу налоговых условий, и уверен, что бизнес будет этому верить», — цитируют Новака «Ведомости».

Главный акционер и председатель совета директоров горнодобывающей компании «Северсталь» Алексей Мордашов отметил, что в целом не считает повышение налогов, предусмотренное масштабными поправками к НК, проблемой. Он объяснил: «Я сам готов платить больший подоходный налог, и это тоже не проблема. 25% налог на прибыль вместо 20% — многовато, побольше, но тоже нормально».

Но, по словам бизнесмена, нельзя одновременно повышать налоги и рассуждать об их стабильности. «Да, налог на прибыль стабилен — вот только сейчас поменяется. Но мы видим постоянное введение новых поборов: экспортная пошлина, три года назад нам ввели акциз на сталь. Его ввели на три года, но, по-моему, и близко не идет речи о том, что акциз на сталь отменят», — объяснил свою позицию Мордашов. Он упомянул и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), ставку по которому на многие минеральные ресурсы увеличили на 15%, «а потом подумали, подумали и еще раз подняли уже на 40%». Такой подход подрывает мотивацию бизнеса и возможность планирования, считает предприниматель.

Он предложил властям не вводить новые налоги раньше 1 января года, следующего за принятием поправок. Такое правило сейчас работает для налога на прибыль, но его можно распространить и на остальные платежи: НДПИ, налог на имущество, акцизы и экологические платежи, добавил Мордашов.

В последние годы базовые налоги не менялись, напоминает министр финансов Антон Силуанов. 

«Жизнь идет, постоянно что-то уточняется. Невозможно четко все зафиксировать. Базовые налоги фиксируем, а какие-то донастройки как в одну сторону, так и в другую всегда есть. И, мне кажется, здесь нет рисков для бизнеса».

При этом Силуанов признал, что вводить windfall, экспортные пошлины и повышать НДПИ пришлось из-за того, что властям «не хватало ресурсов для перестройки отраслей и тех ключевых проблем, которые у нас возникали, в том числе модернизации экономики».

Глава Минэкономразвития Максим Решетников подтвердил: нужно договариваться о стабильности. И есть «две-три недели, чтобы подкрутить то, что сейчас больше всего вызывает озабоченности у бизнеса». Говоря об НДПИ, из которого планируется сделать постоянно действующий windfall tax, Решетников объяснил: это нужно, «чтобы не бегать с этими экспортными пошлинами». Но этому будут предшествовать тщательные расчеты, чтобы не навредить капиталоемким и волатильным отраслям.

Руководитель ФНС Даниил Егоров уверен: чтобы повысить доверие между государством и бизнесом, нужно быть более реалистичными и открытыми. «Мы вынужденно закрываемся. Мы закрываемся внутри, мы закрываемся друг от друга под мотивом того давления, которое нам устроили. И вроде эту тему не видно, она не взрывается у нас перед глазами, но она для нас крайне опасна», — заключил Егоров.