Законодательство
23 июля 2024, 15:30

Госдума расширяет доступ компаний к налоговому мониторингу

В результате большее число компаний смогут предоставлять налоговикам удаленный доступ к их информационным системам и отчетности для контроля.

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях поправки к Налоговому кодексу, снижающие требования к компаниям для их доступа к налоговому мониторингу.

Пороговые требования к потенциальным участникам снижаются с 1 млрд до 800 млн руб. по стоимости активов и со 100 до 80 млн руб. — по уплаченным налогам. Это сделает мониторинг доступным для большего числа компаний. На некоторые организации эти требования не распространяются, например: на резидентов территорий опережающего развития, порта Владивосток, Арктической зоны, компаний — участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений, участников промышленного кластера, резидентов особых экономических зон. А ко второму чтению поправок кабмин добавил в перечень организаций-исключений участников консолидированной группы налогоплательщиков, операторов лотерей, государственные и муниципальные учреждения. 

Налоговый мониторинг — это форма контроля, при которой взаимодействие с инспекцией происходит в онлайн-формате с помощью удаленного доступа налоговиков к информационным системам и отчетности бизнесменов. «Такая форма налогового контроля воспринимается бизнесом как удобный способ взаимодействия с налоговым органом и выстраивания внутренних процессов», — заверяла начальник Управления налогового мониторинга ФНС Марина Крашенинникова. По ее словам, преимущества мониторинга в том, что он обеспечивает предсказуемость и прогнозируемость налоговой нагрузки, ускоряет закрытие налогового периода и значительно сокращает объем запрашиваемых документов.

Мониторинг работает с 2016 года. Сначала он охватывал только крупнейших налогоплательщиков, но с 1 июля 2021 года требования к участникам режима снизили в три раза: по сумме доходов и стоимости активов — с 3 до 1 млрд руб., а по сумме уплаченных налогов — с 300 до 100 млн руб. Дальнейшее снижение порогов стоимости активов и уплаченных налогов в ФНС анонсировали в сентябре 2023 года. Регулятор и Минфин подчеркивали, что допуск к системе большего числа компаний, в том числе в секторе среднего бизнеса, поможет снизить административную нагрузку. По их данным, с 2016 по 2023 год число участников системы выросло с 7 до 445.

Еще Госдума кратно повысила размер госпошлин за обращение в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Для банкротства граждан и оспаривания решений госорганов госпошлины вырастут сразу в 33 раза. Закон ввел новые пошлины, например за пересмотр решения по вновь открывшимся обстоятельствам и выдачу дубликата исполлиста. Об обновленных размерах сборов и разных взглядах на принятые поправки в юридическом сообществе подробно рассказываем в материале «Повышение госпошлин: аргументы юристов за и против».

Законопроект № 577665-8 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и ст. 8 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов РФ»