Законодательство
30 июля 2024, 18:43

Госдума разрешила приостановку выплат дивидендов «потерянным» акционерам

Если акционер не выходит на связь с компанией, совет директоров сможет приостановить выплаты до его обнаружения. За таким акционером сохраняется право потребовать дивиденды за три года с даты их утверждения. Еще поправки включают в законы «Об АО» и «Об ООО» нормы об онлайн-собраниях акционеров и участников.

Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон, позволяющий совету директоров акционерного общества приостанавливать выплаты дивидендов «потерянным» акционерам и отправку им корреспонденции. «Потерянными» называют тех акционеров, которые формально числятся в реестре, но не участвуют в деятельности компании и даже не выходят на контакт. Советы директоров акционерных обществ смогут ограничивать таких акционеров в правах, если будут соблюдаться следующие условия:

в течение последних двух лет держатели акций не получали корреспонденцию и дивиденды, из-за которого те возвращались в компанию;не получали бюллетени для голосования как минимум на двух собраниях акционеров либо не получали две выплаты дивидендов;не предоставляли регистратору компании актуальную информацию о себе.

Эти обстоятельства нужно будет оценить за пять рабочих дней до даты принятия решения о приостановке выплат дивидендов либо отправки документов. Если акционер объявится и представит актуальные данные о себе, ему снова начнут выплачивать дивиденды и отправлять документацию. Он сможет потребовать выплат в трехлетний срок с даты утверждения дивидендов. Восстановить этот срок будет нельзя. Исключение — если держатель акций не просил о выплатах из-за насилия либо угрозы. Для возобновления выплат совету директоров не придется принимать отдельное решение.

Цель таких поправок — экономить деньги АО и мотивировать акционеров выйти на связь с компаниями. Они вступят в силу со дня официального опубликования закона.

Многие акционеры в РФ годами не получают корреспонденцию и дивиденды. Из-за этого компании не могут распоряжаться зависшими деньгами, которые нужно выплатить «пропавшему» держателю ценных бумаг. При этом без их согласия нельзя ликвидировать фирму или выпустить привилегированные акции. Проблему «мертвых душ» пытаются решить как суды, так и законодатели. Подробнее о том, какие сложности для компании могут создавать такие акционеры, рассказываем в материале «Потерянные акционеры: как они мешают вести бизнес».

Дистанционные собрания в АО и ООО

Еще одобренный закон внедряет в специальные законы онлайн-формат проведения собраний акционеров АО и участников ООО. Поправки разрешают удаленно идентифицировать акционеров и участников через усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Если в уставе фирмы либо ее локальных документах предусмотрена такая возможность, то идентификация может происходить:

по неквалифицированной подписи на портале «Госуслуги» либо из корпоративного соглашения об электронном взаимодействии;простой электронной подписи, если используются данные Единой системы идентификации и аутентификации и Единой биометрической системы.

Соответственно, участники дистанционного собрания смогут подписать бюллетени одной из этих подписей.

Согласно поправкам, при проведении онлайн-заседания должна обеспечиваться трансляция изображения и звука в режиме реального времени. Если это предусмотрено уставом, лица с правом голоса должны получать доступ к данным о голосовании по всем либо отдельным вопросам. Компания должна хранить запись трансляции заседания вместе с протоколом. Если же собрание сорвалось из-за существенных технических неполадок, такое заседание признается несостоявшимся.

«Мы даем три года на то, чтобы общества технически подготовились к процедуре достоверного установления лиц, принимающих дистанционное участие в заседании общего собрания, и лиц, подписавших бюллетень для голосования, с помощью электронной подписи», — прокомментировал «Интерфаксу» инициативу глава профильного комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов.

Законопроект № 103501-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 8 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (в части уточнения порядка взаимодействия с акционерами)»