ПРАВО.ru
Процесс
11 февраля 2025, 9:38

Суд расторг брак сооснователей Wildberries

Изначально с заявлением о разводе обратилась Татьяна Ким. Райсуд удовлетворил иск и назначил следующее заседание по разделу имущества на 18 февраля.

Сооснователи Wildberries Владислав Бакальчук и Татьяна Ким официально развелись. Соответствующее решение вынес Савеловский районный суд Москвы. Об этом сообщили «Ведомости». В своем телеграм-канале Ким подтвердила, что ее иск о разводе удовлетворили, а детей оставили ей. Бакальчук назвал решение суда предсказуемым, но напомнил: «У меня остается право на встречи с детьми, и я намерен участвовать в их воспитании и поддержке во всем». 

Слушание по делу проходило в закрытом режиме. Следующее заседание назначили на 18 февраля — там суд рассмотрит вопрос о разделе имущества между бывшими супругами (дело № М-5791/2024). Представитель Бакальчука рассказал, что его доверитель претендует на половину совместно нажитого. Свои шансы в дальнейших судах бизнесмен оценивает «позитивно». Председатель МКА Аронов и партнеры Александр Аронов назвал сохранение бизнеса за Ким наиболее вероятным исходом процесса. Бакальчук получит денежную компенсацию стоимости своей доли, полагает адвокат. 

Бизнес одному, деньги — другому: как суд может разделить Wildberries

Аронов отметил, что Ким основала Wildberries в 2004 году на собственные средства. Ее бывший супруг стал совладельцем компании всего несколько лет назад, когда получил долю в 1% от самой предпринимательницы. По словам адвоката, это важный факт, который повлияет на решение суда при разделе имущества. Вместе с тем Арбитражный суд Московской области уже признал за Ким 99% в компании. Все последующие суды между супругами должны учитывать этот факт как преюдицию, указал Аронов. Раздел долей в уставных документах — уже сама по себе договоренность в браке, отметил эксперт. По мнению Аронова, важно то, что Бакальчук сам согласился на такое разделение. 

Неизвестно, как суд оценит все события вокруг маркетплейса, и роль бывшего супруга в семье с точки зрения получения доходов, заметила партнер практики частных клиентов адвокатского бюро S&K Вертикаль Юлия Андреева. Если признают доказанными обстоятельства, которые, согласно ч. 2 ст. 39 Семейного кодекса, влияют на определение долей при разделе имущества, то суд, скорее всего, отступит от равного распределения, заключила эксперт.


Развод Бакальчуков

Ким сообщила о подаче иска на развод с Бакальчуком в июле 2024 года. Это произошло после того, как бывший супруг обратился к главе Чечни Рамзану Кадырову с просьбой помочь вернуть жену в семью и остановить якобы неправомерный перевод активов Wildberries «путем юридических махинаций» в Russ Outdoor. В свою очередь, основательница меркетплейса опровергла сообщения о рейдерском захвате.

В начале лета 2024 года стало известно о слиянии маркетплейса с группой Russ, а в июле компании учредили «РВБ» (65% — Wildberries, 35% — Russ). Осенью компания получила последнее регуляторное одобрение на слияние от ФАС. При этом реструктуризация сопровождалась корпоративным конфликтом, который начался в июне с разной публичной реакции супругов на объединение. 

«Татьяна приняла жесткое и единоличное решение» по вопросу слияния, утверждал Бакальчук и отмечал, что был против сделки из-за ее неприемлемых условий. Позже акционер обратился за «помощью» к Кадырову, который охарактеризовал ситуацию как «откровенный и наглый рейдерский захват», пообещав защитить законный бизнес. Ким же назвала это классическим семейным разводом и отметила, что ее супруг был в курсе предстоящей сделки.

18 сентября в центральном офисе Wildberries произошла перестрелка после того, как туда прибыл Бакальчук вместе со своими сотрудниками и охраной. Тогда семь человек пострадали и два погибли — по делу о стрельбе арестовали несколько десятков нападавших. Обвинения в убийстве предъявили нескольким лицам, которые сопровождали Бакальчука. 

Бизнес одному, деньги — другому: как суд может разделить Wildberries

Параллельно разбирательства между бывшими супругами идут и в арбитражных судах. Перед Новым годом первую инстанцию прошел спор, в рамках которого «ВБ Девелопмент» и Ким требовали взыскать 37,1 млрд руб. с владельца компании Бакальчука (дело № А41-91971/2024). Дело слушали в закрытом режиме. Источник «Коммерсанта» утверждал, что требования касались убытков, понесенных «ВБ Девелопментом», который строил склады в интересах Wildberries. 

Кроме того, в конце декабря суд подтвердил законность передачи активов Wildberries в «РВБ». АС Московской области отказался удовлетворять исковые требования Бакальчука (дело № А41-90092/2024). Он требовал аннулировать сделки: они якобы навредили как Wildberries, так и самому Бакальчуку — владельцу 1% доли. Первая инстанция не нашла оснований для признания сделок по передаче активов недействительными. «Доказательств того, что эти сделки причинили вред или были направлены на причинение вреда Wildberries и истцу, представлены не были», — говорилось в документе.