Юрист
18 апреля 2025, 16:20

Резник: дело против адвокатов Навального — чрезвычайное происшествие для адвокатуры

Вице-президент Адвокатской палаты Москвы назвал эту ситуацию тестом на независимость и профессионализм института адвокатуры.

На XII Всероссийском съезде адвокатов Генри Резник доложил о подготовленном ФПА заключении по делу против адвокатов Алексея Навального. Резник назвал его одним из пяти дел года, имеющих ключевое значение для всей адвокатуры.

Два года следственные органы с разрешения суда прослушивали беседы оппозиционера с адвокатами, в том числе с Вадимом Кобзевым и Алексеем Липцером. Это происходило в нарушение закона, убежден Резник.

Комната для свиданий — сакральное место. Ни в советское время, ни в российское не возникало ситуаций, когда разговоры с адвокатами становились причиной уголовного дела.

Генри Резник, адвокат, первый вице-президент Адвокатской палаты г. Москвы 

Резник обратил внимание, что заключение было подготовлено комиссией ФПА в строгом правовом поле. «Не имеет никакого значения, кого представляли адвокаты. Корпорация вне политики», — убежден Резник. Это чрезвычайное дело, по сути, стало тестом на независимость и профессионализм адвокатов.

В заключении комитет установил коллизию между нормами законодательства об оперативно-разыскной деятельности, которые разрешают прослушку, и правилами УИК, устанавливающими запрет на запись разговоров адвокатов и подсудимых. 

Решить эту коллизию должен Конституционный суд, считает Резник. Если КС разрешит вопрос в пользу общей нормы, ФПА разошлет соответствующие рекомендации в адвокатские коллегии субъектов.

Дело адвокатов Навального

Петушинский районный суд Владимирской области признал виновными и вынес приговор бывшим адвокатам Навального — Вадиму Кобзеву, Алексею Липцеру и Игорю Сергунину (дело № 1-46/2025). Их обвинили в участии в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК). Суд назначил пять лет и шесть месяцев лишения свободы Кобзеву; пять лет — Липцеру; три года и шесть месяцев — Сергунину. Помимо этого, им запретили в течение трех лет после отбытия срока заниматься адвокатской деятельностью.