Обстоятельства дела
В марте Московская городская нотариальная палата (МГНП) обратилась в Балашихинский горсуд и попросила лишить лицензии частнопрактикующего нотариуса Глеба Акимова, который получил статус еще в 1993 году. Сейчас он работает в собственной конторе в Москве.
Нотариуса известен в профессиональном сообществе из-за активной позиции и выдвинутых инициатив. К примеру, в 2020 году он пытался оспаривать положения Кодекса профессиональной этики нотариусов в Верховном суде (дело № АКПИ20-844). Тогда Акимов заявил, что документ наделяет органы нотариальных палат практически неограниченными карательными полномочиями. Но желаемого ему добиться не удалось: в удовлетворении иска административная коллегия ВС отказала — Кодекс остался в силе.
Теперь же МГНП пытается запретить Акимову заниматься нотариальной деятельностью. Она ссылается на несколько дисциплинарных проступков, совершенных с июля 2019 года по январь 2025-го. Все они связаны с подрывом доверия к профессии в обществе. Еще нотариусу выносили замечание за нарушение порядка информирования о его работе.
В иске нотариальная палата отдельно отметила случай из 2023 года. Тогда Акимов, претендовавший на должность президента МГНП, участвовал в публичных дебатах с другим кандидатом. Тексты выступлений разместили в СМИ, хотя предварительное согласие на публикацию нотариусы у Московской палаты не получили. Еще Акимову объявили строгий выговор за издание книги, в которой, по мнению МГНП, он негативно высказывался о нотариальной и судебной системах, что нарушает этические нормы. Палата считает, что через текст Акимов компрометировал деловую репутацию московского и российского нотариата и разрушал доверие к институтам государства, то есть к судебной системе.
Палата сослалась вдобавок и на несколько определений Конституционного суда, где говорится: «Гражданин, добровольно избирая род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус». На этом основании МГНП просит прекратить полномочия Акимова.
Реакция на иск
Акимов с иском несогласен. Его адвокат Альфия Темир-Булатова обращает внимание, что о трех нарушениях из пяти, упомянутых в иске, практически нет информации, а еще по двум пока идут процессы.
- Первое нарушение произошло в 2019 году — тогда нотариуса наказали за то, что он направил письмо в Совет Федерации с предложениями о реформировании нотариата.
- Второе — за выступления в СМИ без согласования с палатой.
- Третье — за рекламу деятельности в соцсетях.
- Четвертое — за участие в дебатах.
- Пятое — за написание книги.
Это единственный в судебной практике случай, когда нотариуса пытаются лишить лицензии за этические нарушения, полагает Темир-Булатова. Важно также, что первый выговор вынесли шесть лет назад, но из-за особых положений Кодекса оно до сих пор остается в силе, то есть, по сути, бессрочно.
Вопросов к профессиональной работе нотариуса в иске нет. Адвокат считает, что причиной обращения в суд стали претензии палаты к активной гражданской позиции Акимова, хотя он лишь рассказал в книге о своем опыте взаимодействия с судебной системой России.

Лишать человека дела всей жизни из-за нескольких критических высказываний при безупречной профессиональной работе — это несправедливо и незаконно.
Юрист Юрий Костяев тоже сомневается в обоснованности иска, поскольку обычно нотариусов лишают лицензии за преступления или неустранимые нарушения при совершении нотариальных действий. В этом же деле все претензии палаты имеют «этический» характер, то есть руководству МГНП не нравится, что говорит нотариус Акимов, где говорит и как говорит, отмечает Костяев. С ним можно соглашаться или не соглашаться, но это предмет для дискуссии, а не для наказания, уверен юрист. Он добавил, что при этом и министр юстиции, и члены Совета Федерации регулярно призывают реформировать нотариат.
Казанский юрист Ильсия Гаврилова, которая недавно судилась с Минюстом из-за отдельных положений «Порядка проведения конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов» (дело № АКПИ24-266), подчеркивает: реальных нарушений закона со стороны Акимова нет. Палата, по ее мнению, не объяснила даже, о каких нарушенных корпоративных интересах она пишет в иске. Гаврилова назвала все дисциплинарные производства в отношении Акимова «нотариальным буллингом».
Некоторые коллеги Акимова тоже оказались против позиции палаты. Нотариус из Нижегородской области Татьяна Егорова напоминает, что доверие к профессии подрывают в глазах людей, а не руководителей. И разобраться, нарушал ли Акимов доверие и влиял ли негативно на престиж профессии, легко — достаточно посмотреть на количество совершенных им нотариальных действий и отношение к нему клиентов, считает она.