Юристы оценили идею ограничить скидки за счет маркетплейсов
В принятый Госдумой в первом чтении законопроект о платформенной экономике не вошли предложения, которые раньше поддержали на рабочих группах. Так, из финальной версии документа исключили норму об ограничении предоставления маркетплейсами скидок за свой счет. С такой инициативой не раз выступали представители традиционного ретейла. В Ассоциации компаний розничной торговли просили запретить площадкам инвестировать в цену товаров более 10% от своего годового оборота. Включение в проект положения об ограничении инвестиций одобрили и некоторые маркетплейсы, в том числе «Яндекс Маркет». Уже после того, как проект прошел первое чтение, Союз торговых центров обратился к главе комитета Госдумы по экономполитике Максиму Топилину. В письме просят доработать документ.
Скидки за счет маркетплейсов
На первый взгляд кажется, что практика скидок за счет маркетплейсов не создает вреда для продавцов и покупателей, но на деле она помогает платформам демпинговать — искусственно снижать цены, чтобы нарастить долю рынка, говорит руководитель направления ценообразования антимонопольной практики Delcredere Мария Меркулова.
Хотя маркетплейсы формально относятся к отдельному рынку и не конкурируют с торговыми сетями, их деятельность оказывает на последних серьезное давление. Маркетплейсы инвестируют в скидки существенно больше, поэтому торговые сети всегда будут проигрывать в части внимания пользователей, считает юрист. Если регулятор в конечном счете примет решение об ограничении объема скидок за свой счет, это поможет поддержать конкуренцию на рынке, отмечает Меркулова.
Скидки за свой счет, доходящие до 50%, возможны только благодаря значительному денежному обороту маркетплейсов — они были бы не рентабельны для самих продавцов, объясняет управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик. Это инвестиции цифровых платформ в долю присутствия на рынке за счет привлечения новых покупателей из офлайн-сегмента. Это и не нравится традиционным игрокам, опасающимся монополизации рынка в будущем, считает эксперт. По его мнению, ограничение глубины скидок может стать решением, но это потребует наблюдения в динамике.
Очевидно, что глубокие скидки — это временный инструмент. Сейчас происходит большая трансформация этого сегмента экономики, а государству еще предстоит выработать подход, который даст необходимый баланс между традиционной розницей и интернет-торговлей.
Критика со стороны бизнеса и отраслевых ассоциаций понятна и объяснима: даже если скидка формально предоставляется за счет платформы, потребитель воспринимает ее как снижение цены самим продавцом. Это может нарушить стратегию ценообразования, вызвать недовольство других каналов сбыта и контрагентов продавца, считает юрист коммерческой практики ALUMNI PartnersЕкатерина Усова. Кроме того, в таком случае продажи будут расти не за счет рыночного спроса, а за счет временной ценовой аномалии — это искажает статистику, сбивает внутренние метрики и усложняет прогнозирование. «Включение в законопроект нормы об ограничении размера таких скидок или частоты их применения, особенно если это влияет на рейтинг, выдачу или иные показатели внутри платформы, в полной мере отражало бы дух законопроекта — устранение дисбаланса на платформе и защиту интересов экономически более слабой стороны. Сейчас же сохраняется риск злоупотреблений со стороны платформ и нарушения равенства участников», — продолжает эксперт.
Чем еще недоволен бизнес
Помимо вопроса скидок, бизнес обеспокоен и тем, что из финальной версии исключили нормы о прозрачности алгоритмов ранжирования. Первоначальная формулировка содержала важное уточнение: маркетплейс должен был указывать в карточке товара, что его продвигают в поисковой выдаче при помощи платных инструментов, говорит Усова.
Исключение этой нормы из законопроекта означает, что реальной прозрачности в ранжировании по-прежнему не будет. «Как и ранее, потребители не смогут объективно оценить, продвинулся ли товар в поиске из-за хороших отзывов или выбора других покупателей либо же за счет того, что у того или иного продавца больше ресурсов для продвижения», — отмечает юрист.
В целом предлагаемое регулирование носит рамочный характер и устанавливает лишь общие ограничения и запреты, но не затрагивает ряд проблемных вопросов, считает партнер Адвокатское бюро ЕПАМ Евгений Большаков. Так, законопроект не содержит специальных требований для крупных платформ, которые позволили бы более эффективно контролировать их деятельность и минимизировать риски злоупотреблений. По мнению юриста, целесообразно включить в законопроект критерии крупных цифровых платформ и предусмотреть для них специальные требования, например запрет на недобросовестное ценовое поведение или обязанность раскрывать в оферте информацию о размерах и условиях применения скидок за счет платформы.