Конституционный суд РФ сегодня огласил постановление по делу о проверке положений УПК РФ, которым предписал уточнить порядок информирования потерпевших о предстоящем судебном заседании по делу об условно-досрочном освобождении осужденных за преступления против них, сообщает пресс-служба суда.
Ранее в КС поступил запрос Кетовского районного суда Курганской области о проверке конституционности части 2.1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
С запросом обратился судья райсуда, в производство которого в августе 2013 года поступило ходатайство об условно-досрочном освобождении от осужденного, отбывающего наказание за убийство и разбой (ст. 105 и ст. 162 УК РФ). В это же время вступила в силу оспариваемая норма УПК, так называемый закон о мести, согласно которому суд, рассматривающий подобное ходатайство, обязан уведомить об этом потерпевших, чтоб они могли участвовать в судебном заседании непосредственно либо с помощью системы видеоконференц-связи. Однако здание райсуда не было оборудовано подобной системой. Уведомить потерпевшего тоже было невозможно, поскольку суд не обладал какими-либо сведениями о его местонахождении.
Таким образом, отмечалось в запросе, оспариваемыми нормами ограничивается право осужденного просить о смягчении наказания. В то же время потерпевший не обладает собственными правами и интересами в решении вопросов, связанных с исполнением наказания, в том числе с досрочным освобождением от его отбывания.
В постановлении по делу КС указал, что законодательное закрепление участия потерпевших в рассмотрении вопроса об УДО не ставит суд в зависимость от их позиции, но позволяет учесть в рамках судебной процедуры интересы жертв преступлений. Однако реализация этого права потерпевшими не должна приводить к существенному увеличению сроков рассмотрения ходатайств об УДО.
КС отметил, что фактически единственным источником информации о месте жительства потерпевших являются материалы изначального уголовного дела. Между тем за время между приговором и ходатайством об УДО эта информация может устареть. Оспариваемая норма, по сути, делает невозможным проведение судебного заседания по вопросу об УДО без подтверждения получения всеми потерпевшими соответствующего уведомления. При отсутствии четкого механизма информирования потерпевших она создает препятствия для своевременного разрешения дела, вступая тем самым в противоречие с требованиями Конституции РФ.
В связи с этим КС предписал федеральному законодателю оптимизировать порядок информирования потерпевших о судебных заседаниях по рассмотрению вопросов об УДО осужденных или замены оставшегося срока более мягким наказанием. В частности, должны быть четко прописаны функции суда и администрации исправительного учреждения по обеспечению такого информирования.
До внесения соответствующих изменений в законодательство, постановил КС, суды рассматривающие дела об УДО, должны направлять уведомления потерпевшим по адресам, находящимся в материалах уголовного дела либо указанным самими потерпевшими. При этом подтверждения получения соответствующего уведомления не требуется. Вместе с тем суд вправе счесть это требование обязательным, если найдет необходимым выслушать потерпевшего.