Единороссы ищут способ защитить россиян от зарубежных санкций. Пока Госдума собирает поправки к принятому в первом чтении "закону Ротенберга", единоросс Евгений Федоров предложил свой рецепт: за взыскание или арест имущества россиян за рубежом в России отымать имущество у иностранцев и отправлять его в антисанкционный фонд. Юристы изумлены: "логика напрочь отсутствует", "не имеет ничего общего ни с правом в принципе, ни с законодательством". Заодно они предрекают иски к России.
На прошлой неделе Госдума голосами единороссов (думская оппозиция отказывается поддержать документ) приняла в первом чтении "закон Ротенберга" и на 30 дней взяла паузу для сбора поправок к нему. В изначальной редакции он предоставляет российским гражданам и компаниям возможность получить из казны компенсацию за арестованные или конфискованные активы за рубежом в тех случаях, если иностранный суд вынесет решение по делу, которое должно было рассматриваться в России, и это решение вступит в силу. Для получения компенсации, соответствующей потерям, пострадавший должен обратиться в российский суд. Минфин сможет в рамках регресса восполнить потери, добившись взыскания активов иностранных государств в России, в том числе и защищенных дипломатическим иммунитетом.
Причастные к прохождению законопроекта в Госдуме пытаются убедить общество в ошибочности названия "закон Ротенберга", которое документ получил в медиа. Его внес в Госдуму единоросс Владимир Поневежский в день, когда стало известно об аресте итальянской собственности бизнесмена Аркадия Ротенберга, оказавшегося в расширенном санкционном списке Евросоюза. Тогда Поневежский сказал "Право.Ru", что этот случай подпадает под действие закона. Но теперь единороссы стремятся убедить общество в том, что документ направлен на защиту крымчан и севастопольцев, а не "исключительно на защиту узкого круга лиц, владеющих значительными состояниями". Глава думского комитета по госстроительству, единоросс Владимир Плигин, просивший ранее коллег не допускать столь "резкого противопоставления собственников и общества", 8 октября на пленарном заседании рассказывал о принятых в Украине законах, согласно которым в ряде случаев киевские суды будут разбирать дела, возникающие в Крыму и Севастополе. Например, говорил он, это отражено в законе Украины от 12 августа 2014 года о создании свободной экономической зоны. "[В нем], в частности, отмечается, что споры между субъектами хозяйственной деятельности с местонахождением в данной зоне должны рассматриваться иными судами, должны быть подсудны судам Украины или по договоренностям сторон – международному коммерческому арбитражному суду при ТПП Украины", – сказал единоросс, сославшись на "объективную угрозу вынесения судами политически обусловленных решений" в отношении российских юридических и физических лиц.
На фоне попытки власти склонить общественное мнение в свою пользу, единоросс Евгений Федоров разработал свой проект, чтобы защитить российских граждан и организации от зарубежных санкций. В отличие от Поневежского Федоров говорит не о неправосудных решениях иностранных судов, а о вынесенных в рамках санкций. Защитные меры для россиян будут действовать, согласно документу, в случае вынесения иностранными судами и органами власти как промежуточных, так и окончательных решений, прямо или косвенно связанных с введением антироссийских санкции". Обязательное условие – в документе должна идти речь о взыскании, аресте имущества "или наложении иных ограничений на имущество, а также иные ограничения имущественных прав".
Федоров, как и его коллега по фракции, тоже предлагает выплачивать компенсации пострадавшим от зарубежных санкций, но для этого создать специальный антисанкционный фонд, управлять которым будет назначенный правительством орган. Его будут пополнять за счет имущества, находящегося в России и принадлежащего иностранным гражданам или компаниям, из-за санкций которых пострадало российское лицо. Механизм такого изъятия описан в проекте "штрихами": это будут делать арбитражные суды по заявлению Минфина. Каким образом в министерстве узнают о вынесенных за рубежом решениях, в законопроекте не говорится. Однако отмечается, что порядок проведения оценки и определения размера имущества, подлежащего передаче в антисанкционный фонд, установит правительство. Белому дому также придется определить порядок и основания для выплат из фонда.
Федоров сообщил "Право.Ru", что собирается внести документ в Госдуму, когда получит на него заключение из правительства.
Юристы скептичны и говорят, что он хуже "закона Ротенберга". "Если тот имел хотя бы какую-то логику, то здесь логика напрочь отсутствует", – считает старший юрист адвокатского бюро "Линия права" Алексей Костоваров. По сути, предлагается конфисковывать имущество иностранных частных лиц лишь на том основании, что государство инкорпорации (проживания) этих лиц ввело определенные ограничения в отношении России, ее граждан и юрлиц, рассуждает он. Костоваров недоумевает, каким образом будут определяться иностранные частные лица, у которых надо изъять имущество. "Наверное, традиционным русским способом при помощи монетки", – иронизирует он.
"На мой взгляд, этот законопроект не имеет ничего общего ни с правом в принципе, ни с законодательством РФ", – эмоционален Евгений Пугачев, адвокат юридической группы "Яковлев и Партнеры". Он отмечает, то в законопроекте не указаны основания, по которым можно изымать имущество у его иностранного собственника, в российском законодательстве их тоже нет. "Следовательно, арбитражные суды при рассмотрении таких исков должны руководствоваться действующими нормативными актами. Наше законодательство, и уж тем более нормы международного частного права, гарантируют неприкосновенность частной собственности", – объясняет Пугачев, почему законопроект нерабочий.
Партнер компании "Налоговик" Роман Терехин обращает внимание на то, что документ предусматривает компенсацию за каждое решение иностранного суда, которое вынесено не в пользу российских граждан и юрлиц. "Ведь косвенную связь с санкциями можно найти в любом деле. При этом не важно, было ли это решение правильным или нет", – удивлен он.
"Из законопроекта не понятно, что подразумевается под изъятием в специальный антисанкционный фонд. Передача в антисанкционный фонд имущества влечет утрату иностранным лицом титула собственника, или эта передача имущества будет иметь временный характер на период действия санкций, арестов и других ограничений, введенных иностранными судами в отношении имущества российских лиц, с целью получения дохода от использования такого имущества", – удивляется Пугачев. По его мнению, принятие такого закона "просто добьет и без того неблагоприятный инвестиционный климат в России, не говоря о том, что сам факт рождения такого законопроекта далеко не самым лучшим образом действует на желание инвесторов вести дела в России". Терехин отмечает, что проект нарушает международные обязательства России, принципы и нормы международного и российского права". "За такие действия имущество РФ, ее граждан и юрлиц может ждать аналогичная судьба за границей, а Россию могут ожидать иски в международных судах, – рассуждает он. – Кроме того, такую конфискацию иностранного имущества на территории РФ можно будет считать национализацией, которая и по российским нормам, и по международным нормам не должна быть безвозмездной, то есть от России будут требовать оплаты конфискованного имущества".