ПРАВО.ru
Новости
11 марта 2015, 19:38

Депутат Яровая предлагает особо строго карать за преступления против госсобственности

Депутат Яровая предлагает особо строго карать за преступления против госсобственности
Фото с сайта er.ru

Глава думского комитета по безопасности единоросска Ирина Яровая предлагает включить в Уголовный кодекс новую статью (ст.164.1), предусматривающую наказание за хищение денег или имущества при исполнении государственного или муниципального контракта. За такие действия депутат предлагает карать штрафом от 500 000 руб. до 1 млн руб., либо лишением свободы до шести лет со штрафом до 500 000 руб. Наказание должно быть строже, если преступление совершено в значительном размере (более 250 000 руб.) – штраф в 1-3 млн руб., либо лишение свободы от четырех до восьми лет со штрафом от 500 000 до 1 млн руб. Свободы можно будет лишиться на срок от пяти до 12 лет со штрафом в 1-3 млн руб., согласно проекту, за совершение такого преступления в крупном размере – более 1 млн руб., либо лицом, занимающим госдолжность, либо группой лиц по предварительному сговору. От семи до 20 лет тюрьмы будет грозить тем, кто попадется на хищении средств при исполнении госконтракта в особо крупном размере (6 млн руб.). Сейчас попавшимся на таких преступлениях грозит наказание по ст. 160 ("Присвоение или растрата"), максимальная санкция которой – лишение свободы до 10 лет со штрафом в 1 млн руб.

Кроме того, Яровая предлагает попавшихся на "распиле" государственного оборонного заказа карать строже, чем других чиновников, воспользовавшихся в личных целях своим постом. Для этого ст. 285 УК "Злоупотребление должностными полномочиями" дополняется новой частью, по которой предлагается лишать свободы на срок от пяти до 15 лет тех, кто будет использовать свои служебные полномочия вопреки интересам службы в составе организованной группы, либо при размещении или выполнении государственного оборонного заказа. Такая же санкция вводится за превышение должностных полномочий в сфере гособоронзаказа, ст. 286 УК тоже дополняется новой четвертой частью. За получение взятки должностным лицом при размещении или выполнении госооборонзаказа, согласно проекту, будет грозить штраф от 80-ти до 100-кратной суммы взятки, либо лишение свободы от восьми до 15 лет. Также дача взятки должностному лицу, отвечающему за гособоронзаказ, сможет обернуться взысканием суммы в 70-90 большей суммы мзды, либо лишением свободы на семь-12 лет. Сейчас ст. 285 и 286 предусматривают максимальное наказание в виде лишения свободы до 10 лет.

Свою инициативу единоросска объясняет стремлением выполнить поручение президента Владимира Путина, которое он озвучил в послании Федеральному собранию 4 декабря прошлого года. Тогда он обратил внимание на необходимость усиления уголовной ответственности за хищение бюджетных ассигнований на государственный оборонный заказ. "Установление самостоятельной уголовной ответственности за хищения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и дополнительных контрольных процедур в контрактной сфере позволит сформировать упреждающие меры и формы защиты бюджетных средств, а также обеспечить государственную и общественную безопасность", говорится в пояснительной записке к проекту.

При этом Яровая в ней отвечает возможным критикам документа, которые вспомнят про ст.8 Конституции. Эта статья гласит, что "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". "Введение самостоятельной уголовной ответственности за хищение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд не нарушает конституционный принцип равенства всех форм собственности. Указанный конституционный принцип подразумевает лишь равные способы защиты – уголовно-правовые, а не идентичные санкции за указанные деяния", – говорится в сопроводительных материалах. Яровая напоминает, что хотя Основной закон страны и говорит про равные права, но, тем не менее, их защита осуществляется исходя из характера и степени общественной опасности и наличия дополнительных объектов преступного посягательства. "Например, согласно ч.2 ст. 19 Конституции государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также иных обстоятельств, – напоминает единоросска. – Однако УК РФ установлены специальные виды ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317), так как дополнительным объектом преступного посягательства является безопасность государства, правосудие". Также в сопроводительных материалах отмечается, что в УК сейчас есть статьи, выделяющие ответственность за незаконные действия с государственным имуществом, например, ч.2 ст. 176 ("Незаконное получение государственного целевого кредита").

С текстом законопроекта № 740713-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями" можно ознакомиться здесь.