6 июля 1919 года вступил в силу декрет Совета Народных Комиссаров (правительство РСФСР) "О национализации телефонных сообщений Российской Республики".
"Все находящиеся на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики междугородные телефонные сообщения и все телефонные сети общего пользования, в том числе концессионные, б.[ывшие] земские, городские, со всем имуществом, станционным и линейным оборудованием, – говорилось в нормативном правовом акте, – объявляются со дня опубликования сего декрета собственностью Российской Социалистической Федеративной Советской Республики". Эксплутация и управление всей сетью телефонных сообщений была возложена на Наркомат почт и телеграфов, который возглавлял большевик Вадим Подбельский.
Национализировали вместе с персоналом
Вместе с телефонными предприятиями декрет "национализировал" и их служебный, технический и рабочий персонал, включая владельцев и "заведывающих": они объявлялись "состоящими на советской службе" и лишались права "без согласия на то подлежащих почтово-телеграфных учреждений оставлять занимаемые места". Чтобы избежать в переходный период потери управляемости телефонными сетями, документ устанавливал, что до фактического перехода предприятий связи в управление и эксплуатацию почтово-телеграфного ведомства, они остаются в управлении тех органов, "каковые эксплуатируют их в настоящий момент и которые обязаны поддерживать сети в полной исправности".
В свою очередь, Наркомату почт и телеграфов предписывалось совместно с Высшим советом народного хозяйства разработать порядок приема до 1 января 1920 года "телефонных сообщений" от областных, губернских и уездных Советов депутатов и Советов народного хозяйства на местах, в ведение которых "автоматически" перешли предприятия связи после упразднения местных самоуправлений, а также после их реквизиции у концессионеров. "Виновные в неподчинении или противодействии проведению в жизнь настоящего декрета, а также злонамеренной порче и укрытии частей телефонного оборудования и прочего имущества телефонных сообщений подлежат строжайшей ответственности", – завершался предостережением документ.
Телефон как "благо современной культуры"
Нарком почт и телеграфов Подбельский писал в одной из статей: "Мы должны поставить почту, телеграф и телефон на самую совершенную высоту технической организации. И сделать так, чтобы благами этой современной культуры мог пользоваться каждый рабочий и каждый крестьянин". Эти планы большевика входили в разительное противоречие с тогдашней реальностью. В связи с Гражданской войной и иностранной интервенцией, вызвавших разруху в стране, отрасль связи находилось в бедственном положении. При этом ощутимо сказывалась зависимость России от зарубежных поставок телефонного оборудования, запасных частей и материалов: Siemens и Ericsson после прихода в 1917 году большевиков к власти покинули российский рынок. К тому же значительная часть телефонных сетей оказалась на территориях, находившихся под контролем белых армий и оккупационных войск, немало средств проводной связи революционные власти передали в Красную армию.
В связи с этими и другими обстоятельствами в РСФСР количество абонентов начало заметно сокращаться. Если по состоянию на 1 января 1918 года в республике их насчитывалось 233,4 тыс., то в 1920 году – 156,9 тыс., а в 1922 году – 89 тыс. абонентов. Очередной декрет СНК "О праве пользования телефонными сообщениями", принятый 6 мая 1920 года, предписывал "телефонные установки оставить лишь в Советских учреждениях, предприятиях и хозяйствах, партийных, кооперативных и профессиональных организациях у отдельных ответственных Советских и партийных работников, а также в лечебницах и квартирах врачей". Согласно этому нормативному правовому акту, телефоны у частных лиц снимались и направлялись для установки в "основных хозяйственных и стратегических пунктах". В Москве и Петрограде на исполнение декрета отводился месячный срок, на остальной территории РСФСР – трехмесячный.
Первая в СССР автоматическая телефонная станция емкостью 6 000 номеров вступила в строй в городе Ростове-на-Дону лишь в августе 1929 года, причем оборудование для АТС изготовлялось как фирмой Ericsson, вернувшейся в СССР, так и ленинградским заводом "Красная Заря". В октябре 1930 года в Москве были пущены в работу две АТС машинной системы завода "Красная Заря" на 7 000 и 8 000 номеров. Опыт эксплуатации действующих телефонных станций был рассмотрен на специальной комиссии, созданной Наркоматом Рабоче-крестьянской инспекции с привлечением отечественных специалистов. Комиссия установила, что они не имеет существенных недостатков, препятствующих широкому внедрению в крупных городах Советского Союза. Однако решить задачу по телефонизации "каждого рабочего и крестьянина" в Советской России так и не удалось.
"Повсеместная телефонизация России завершится в 2008 году"
В январе 2006 года в унисон с давним популистским заявлением народного комиссара Подбельского прозвучало заявление министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, который на "правительственном часе" в Госдуме сообщил, что повсеместная телефонизация России завершится в 2008 году, 100 % населенных пунктов России будут обеспечены телефонной связью, пообещал глава ведомства. Развивал он эту тему и на встрече с Президентом РФ. По словам Реймана, в стране насчитывается 42 млн. домашних телефонов и 120 млн. мобильных телефонов. 23 млн. россиян пользуются интернетом. В Москве на каждые 100 жителей приходится 131 мобильный телефон и 80 домашних телефонов., в Санкт-Петербурге – 115 мобильных телефонов на каждые 100 жителей."Мы находимся на хорошем европейском уровне", – подчеркнул тогдашний министр. Показательно, что за год до заявления Реймана в стране насчитывалось, по официальным данным, 54 тыс.населенных пунктов, не имеющих вообще никакой телефонной связи.
В феврале 2011 года уже другой глава Минкосвязи Игорь Щеголев на встрече с председателем правительства Владимиром Путиным заявил, что министерство будет включать в условия конкурсов на выдачу частот для беспроводной связи обязательства по развертыванию сетей на малонаселенных территориях. Запланированные на весну конкурсы по распределению GSM-частот в 17 регионах РФ предусматривают обязательство победителей в определенные сроки обеспечить сотовой связью сначала населенные пункты с населением от 500 человек и выше, а затем, на последующем этапе, и от 200 человек до 500 человек. Также сотовая связь должна действовать вдоль федеральных и региональных автомобильных дорог, отметил Щеголев.
Операторы связи расценили данное начинание государства, как намерение переложить на них социальные функции. Так, инициатива обременять операторов обеспечением населенных пунктов с небольшим количеством жителей, может привести либо к тому, что операторы попросту откажутся от участия в соответствующих конкурсах из-за долгой окупаемости, а возможно и неокупаемости, подобных проектов, либо скорректируют тарифную линейку для компенсации потерь по убыточным направлениям. Впрочем, возможен и такой вариант, что операторы, выполняя данную социальную функцию, попробуют получить преференции в других направлениях, например в регулировании роуминга.
Доля рынка фиксированной телефонной связи уменьшается
Между тем, темпы развития рынка телекоммуникаций в России в 2014 году начали существенно снижаться. По данным экспертов, в первую очередь, отмечается уменьшение доли рынка фиксированной телефонной связи. Данный сегмент связи также испытывает все возрастающее давление со стороны мобильных операторов. По результатам опроса, проведенного в начале 2015 года на сайте РБК, лишь 20 % респондентов сегодня пользуются стационарными телефонами, а 43 % предпочитают для связи мобильные телефоны. На протяжении последних двух лет благодаря росту популярности беспроводного Интернета и распространению широкополосного доступа во всех регионах России, абоненты – как частные, так и юридические лица – все активнее подключают IP-телефонию. В 2014 году объем российского рынка IP-телефонии удвоился по сравнению с 2012 годом. По данным исследования Discovery Research Group, в России сегодня более 25 млн. абонентов используют IP-телефонию.
Все вышеприведенные цифры, связанные с телефонизацией России, логично рассматривать в сопоставлении с численностью населения страны, которая, по данным Росстата, по состянию на 1 января 2015 года составила 146 270 033 чел. вместе с Крымом и Севастополем, при этом городского населения насчитывалось 108 286 570 чел., сельского – 37 983 463 чел.
С подлинником текста декрета СНК "О национализации телефонных сообщений Российской Республики" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".