Конституционный суд РФ сегодня своим постановлением признал не противоречащими Конституции положения федерального закона, дающие право на отмену прямых выборов мэров, указав при этом на недопустимость произвольных решений со стороны субъектов РФ в ходе реализации муниципальной реформы, сообщается на сайте суда.
С просьбой о проверке конституционности положений законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и "Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области" в КС обратилась группа депутатов Госдумы. Поводом для этого стали поправки в закон о местном самоуправлении, позволившие регионам отменить прямые выборы глав муниципальных образований, в том числе мэров. В соответствии с изменениями в Иркутском регионе новый глава областного центра был избран представительным органом из своего состава.
По мнению заявителей, оспариваемые нормы предоставляют региональным законодателям чрезмерную свободу действий и позволяют не учитывать мнения самих муниципалитетов. Тем самым население Иркутска, с их точки зрения, было лишено права самостоятельно определить наиболее предпочтительный способ избрания мэра.
Рассмотрев материалы дела, КС указал на недопустимость произвольных решений со стороны субъектов РФ при реализации муниципальной реформы. Так, отличная от прямых выборов безальтернативная модель наделения полномочиями местных депутатов и главы может применяться лишь в отношении муниципальных районов, городских округов. Избрание главы не путем прямых выборов допускается также в отношении внутригородских районов, а также отдельных городских поселений с высокой концентрацией государственных функций.
При этом суд подчеркнул, что регионы вправе подходить к вопросам сферы местного самоуправления дифференцированно, однако критерии вводимых различий должны быть четко формализованы. Необходимо учитывать степень концентрации государственных функций и наличие особого статуса, установленного федеральным законом. Эти условия объективного характера распространяются и на административный центр субъекта РФ.
В итоге КС признал оспоренные положения закона Иркутской области не противоречащими Конституции РФ в силу статуса города Иркутска. При этом суд уточнил, что в состав представительного органа муниципального района должны делегироваться только те, кто избран непосредственно населением, будь то депутаты или главы поселений. В то же время руководители поселений, назначенные по конкурсу, не обладают народным мандатом, и потому не могут являться районными депутатами. Все субъекты РФ обязаны привести свое законодательство в соответствие с постановлением КС.