Более половины проверок бизнеса – 66 % – по итогам 2015 года были внеплановыми, приводит статистику Генпрокуратуры РБК. У Минэкономразвития другая цифра – 59%, однако обе они свидетельствуют о том, что доля внеплановых проверок, воспринимаемых бизнесом как один из инструментов давления, постоянно растет.
С 2016 года действует трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Предложение ввести "надзорные каникулы" было высказано президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию в декабре 2014 года. Однако увеличение числа внеплановых проверок ставит под сомнение значимость этого моратория. Последние два года проверки бизнеса плавно перетекают из плановых во внеплановые, подчеркивает первый вице-президент "Опоры России" Владислав Корочкин.
По итогам 2015 года контролирующие органы провели 1,994 млн проверок, что на 8 % меньше, чем в 2014 году, когда бизнес проверили 2,17 млн раз. Число внеплановых проверок снизилось примерно на 100 000 (до 1,32 млн), однако их доля выросла с 65 % до 66%, отчитались в Генпрокуратуре. Ту же тенденцию демонстрирует статистика Минэкономразвития – в 2013 году на внеплановые приходилось 49 % от всех проверок, а в 2014 году их доля подросла до 56%, а по итогам 2015 года достигла 59%. В 2015 году на 824 000 плановых проверок пришлось 1,18 млн внеплановых мероприятий.
Лидеры по числу проверок в 2015 году по-прежнему Роспотребнадзор и МЧС (почти 33 % всех проверок). Так, МЧС провело около 395 000 проверок, а Роспотребнадзор – 266 000. Однако с 2010 года общее число проверок Роспотребнадзора снизилось в 1,5 раза, в том числе внеплановых – в 1,4 раза, отмечают в ведомстве. Соотношение плановых и внеплановых проверок остается примерно на одном уровне – 60 % к 40%.