ПРАВО.ru
Новости
5 апреля 2016, 19:15

Бизнес опасается репрессий из-за контроля ФНС за страховыми взносами

Бизнес опасается репрессий из-за контроля ФНС за страховыми взносами
Фото с сайта www.pfrf.ru

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила подготовленный Минфином пакет законопроектов по делегированию управления страховыми взносами Федеральной налоговой службе. Бизнес-сообщество просит Владимира Путина отодвинуть реформу на полтора года, опасаясь скорого запуска репрессивной машины ФНС. Также есть риск потери данных при их передаче из ПФР в налоговые органы, поддерживают опасения предпринимателей эксперты.

С подачи Путина

Минфин разработал три законопроекта о передаче сбора страховых взносов в их нынешнем виде с 1 января 2017 года – о внесении изменений в Налоговый кодекс, о правке связанных с ним законов и дополнениях в Бюджетный кодекс. Документами предлагается сохранить три платежа, но включить их в перечень федеральных налогов и сборов Налогового кодекса. При этом общая ставка страховых взносов в 30% также будет сохранена, сообщили РБК два источника, знакомые с ходом обсуждения вопроса. Так, 22% платежей работодатели по-прежнему будут перечислять в Пенсионный фонд, 5,1% – в Фонд обязательного медицинского страхования и 2,9% – в Фонд соцстрахования. Причем ранее Минфин предлагал снизить общую ставку до 28%, если отменять предельные значения (для взносов в ПФР такое значение сейчас 796 000 рублей, для ФСС – 718 000 рублей).

Передача в ведение ФНС функций по сбору страховых взносов была предложена президентом во время послания Федеральному Собранию. Служба оперативно подготовила "дорожную карту", которая предусматривает переход с 1 января 2017 года на Единый социальный страховой сбор взамен существующих трех социальных платежей. Фактически чиновники обсуждают возвращение единого соцналога. В целом реформа повлечет сокращение 16 000 работников ПФР, при этом штат ФНС пополнится лишь на 12 000 новых служащих – на 5000 человек уже с 1 января и еще на 6850 – с 1 июля 2017 года, уточняет "Коммерсантъ". На преобразования в период с 2016 по 2020 годы понадобится 35,4 млрд рублей, которые будут изысканы за счет урезания трансферта ПФР.

В ожидании лавины проверок

Поскольку передача администрирования является президентским заданием, ведомства с инициативой особо не спорят. Однако представители бизнеса и трудящихся с лихвой восполняют отсутствие критики в "верхах". Так, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин и председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков направили письмо Владимиру Путину с предложением сдвинуть реформу на июль 2018 года. Авторы письма считают, что при передаче ФНС функций по сбору взносов "возникает ряд рисков как для работников, так и для работодателей". В частности, РСПП и ФНПР говорят об уже имеющемся негативном опыте деления финансового и информационных потоков в период действия единого соцналога. 

В ассоциациях также отмечают, что отвлечение дополнительных сил и средств в период финансового кризиса "еще больше осложнит условия работы как для компаний, так и для госструктур". По их мнению, "несбалансированность решений" по администрированию создает риски увеличения фискальной нагрузки на работодателей. Авторы письма считают необходимым отложить срок передачи администрирования взносов: это позволит "минимизировать риски потерь данных о застрахованных, сохранить страховой характер соцзащиты работников, снизить административную нагрузку на работодателей, а финансовую – на бюджет". Сама идея передачи функций по администрированию платежей в налоговую службу выглядит здраво, считает председатель коллегии адвокатов "Старинский, Корчаго и партнеры" Евгений Корчаго. Однако на стадии реализации нужно учитывать все нюансы, которые могут привести как к возможной частичной потере данных граждан, так и к излишнему административно-репрессивному регулированию, свойственному налоговому органу. Поэтому опасения бизнеса о возможных проблемах при передаче администрирования нельзя считать беспочвенными. 

60% бизнесменов против реформы

Примечаетльно, что идеи реформы представляются ведомствами без обсуждения с социальными партнерами. Президент РСПП 4 апреля в Госдуме заявил, что Минфин внес законопроекты про страховые взносы в правительство с пометкой "для служебного пользования". Представители деловых организаций негодуют, что в целом обсуждение предложений проходит с нарушением процедур. Проекты подпадают под две обязательные публичные экспертизы – проведение оценки регулирующего воздействия и рассмотрение на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако ни одна из них не была проведена. 

Еще три года назад, в июле 2013 года, на площадке Открытого правительства состоялось совещание по вопросу передачи ФНС администрирования страховых платежей. Александр Шохин представил результаты опроса предпринимателей, согласно которым 60% респондентов категорически отвергли инициативу и лишь 40% опрошенных указали, что качество администрирования в ФНС и внебюджетных фондах примерно одинаковое. Глава попечительского совета объединения предпринимателей "Опора России" Сергей Борисов отметил зависимость ответа от размера организации: доля малых предприятий, в которых считают необходимым передавать полномочия в единый орган, выше, чем доля средних и крупных.

"Опасения бизнеса заключаются в двух аспектах, – разъясняет юрист BGP Litigation Наталия Юрченкова. – Первый – это ужесточение контроля за уплатой взносов. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что в среднем эффективность одной проверки ПФР – 26 000, ФНС – свыше 1 млн рублей. Второй – возможность применения к плательщикам взносов мер принуждения". ПФР по Конституции не входит в систему органов госвласти и, следовательно, формально не вправе применять штрафные санкции, подчеркивает юрист. "Поэтому за предоставление переходного периода выступают средние и крупные компании – у них фонд оплаты труда гораздо больше. Внимания со стороны контролирующих органов они также привлекают больше. Централизация функций контроля в ФНС позволяет реализовать режим "одного окна" для страхователей. Соответственно для малого и среднего бизнеса такие меры носят положительный характер", – заключает Юрченкова.

Реформа не созрела

"Соединение всех существующих платежей в едином администрирующем органе может быть весьма эффективным, –говорит адвокат компании "Деловой фарватер" Сергей Литвиненко. – Но это в идеале, а в жизни все обычно получается несколько хуже, чем хотелось бы". И опасения РССП в этом аспекте выглядят более чем оправданными – у нас уже есть опыт неудачного ЕСН, напоминает эксперт. Этот платеж единым на самом деле вообще не был: и платежек было несколько, и отчетность представлялась в несколько адресов – таким сложным путем достигалась цель сохранить в рамках единого платежа все социальные гарантии гражданам. "Сейчас есть более совершенная система электронного обмена данными, более быстрые техсредства для обработки данных, поступающих от плательщиков и других контрольных органов. Но будут ли они использоваться и насколько эффективно?" – Литвиненко оставляет вопрос открытым. 

"Срок введения в действие таких нововведений действительно представляется недостаточным для того, чтобы новый порядок администрирования заработал эффективно, а не повлек за собой проблемы, связанные, например, с риском потери данных при их передачи из фондов в налоговые органы", – отмечает руководитель краснодарского филиала юрфирмы "Хренов и Партнеры" Станислав Вивчарь. Реализация указанных нововведений с 1 января 2017 года неизбежно вызовет и другие вопросы, в частности, правомерности осуществления налоговыми органами проверок начисления и уплаты страховых взносов за три предшествующих года (2014–2016 годы) в рамках выездных налоговых проверок в то время, когда полномочия по администрированию страховых взносов перешли к налоговым органам только с 2017 года.

"Предлагаемые новшества согласуются с планами по введению новой главы в Налоговом кодексе о едином социальном страховом сборе, которая позволит приравнять его к налогам, отменить пониженную ставку данного платежа для высоких зарплат и централизовать контрольную функцию за налоговыми органами, – подчеркивает юрист BGP Litigation Наталия Юрченкова. – Таким образом будет упрощено администрирование взносов. Это общеевропейская тенденция и, кроме того, нельзя забывать о планах Минфина после 2018 года обязать граждан самостоятельно уплачивать обязательные страховые взносы".