Верховный суд решил, что сегодня судьи в отставке, желающие устроиться на государственную службу, должны иметь больше 20 лет чисто судейского стажа. Ситуация должна измениться с 1 сентября, когда вступят в силу поправки в закон о статусе судей.
Судьи-отставники, имеющие 20 лет стажа или достигшие 55 (женщины – 50) лет, вправе работать в органах госвласти или местного самоуправления, занимать должности на государственной или муниципальной службе, согласно п. 4 ст. 3 закона "О статусе судей в РФ" от 26 июня 1992 года. В апреле прошлого года Президиум Совета судей РФ в ответ на многочисленные вопросы отставников дал разъяснения, согласно которым указанная норма подразумевает чисто судейский 20-летний стаж, а не совокупный, который рассчитывается согласно порядку, установленному ст. 7 закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ" от 10 января 1996 года.
В указанной норме говорится, что при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет.
Между тем ранее Совет судей придерживался иной позиции, считая, что нужно принимать в расчет именно совокупный стаж. А апрельские разъяснения были опубликованы на сайте этого органа судейского сообщества спустя 9 месяцев после того, как были приняты – в январе текущего года.
Судья в отставке Кировского районного суда Новосибирска Ирина Ситохина обратилась в ВС с иском, в котором просила признать разъяснения Совета судей РФ от 9 апреля 2015 года незаконными. Ситохина ушла в отставку в январе 2016 года. Ее совокупный стаж составил 20 лет, "чистый" судейский – 15. Судья планировала сохранить статус отставника (с получением ежемесячного пожизненного содержания) и одновременно устроиться на государственную службу, что теперь стало невозможным. Адвокат Константин Коваленко, представляющий интересы Ситохиной, говорил о том, что при расчете стажа необходимо применять положения ст. 7 закона о допгарантиях соцзащиты судей. По его мнению, иное толкование п. 4 ст. 3 закона о статусе судей "нарушает конституционное право [его доверителя] на труд и ставит в неравное положение с судьями, имеющими 20 лет чисто судейского стажа".
Яна Клевак, представляющая Совет судей, указывала на то, что положения ст. 7 закона о допгарантиях социальной защиты судей ст. 7 "регулируют иные правоотношения и подлежат применению при назначении выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания и других выплат и льгот", а не при поиске работы. Коваленко поинтересовался, а нельзя ли считать своего рода льготой возможность работать, на что Клевак ответила отрицательно.
Кроме того, она отметила, что с 1 сентября 2016 года вступают в силу поправки в закон о статусе судей, согласно которым судья в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, сможет замещать иные государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, работать в муниципалитете, быть третейским судьей или арбитром. Коваленко настаивал, что дополнения в закон касаются всех судей в отставке, первый же абзац п. 4 ст. 3 закона о статусе судей, которого касаются оспариваемые разъяснения, остается неизменным.
Прокурор Лариса Масалова посчитала, что оснований для удовлетворения иска не имеется, в целом, поддержав позицию административного ответчика. Судья Николай Романенков с ней согласился и отказал Ситохиной в иске.