Президент подтвердил, что до 2019 года налоговый режим менять не планируется. Эту информацию озвучили "Ведомостям" шесть федеральных чиновников. "Заморозить" налоги на четыре года глава государства обещал еще в 2014 году, обращаясь с традиционным посланием к Федеральному собранию.
Еще весной Минфин внес несколько предложений о повышении налоговой нагрузки как на бизнес, так и на население. В частности, речь шла о повышении НДФЛ, НДС и страховых взносов. До осени эти инициативы обсуждались в закрытом режиме, а в сентябре активно прорабатывались на совещаниях у вице-премьера Игоря Шувалова. Ведомство предлагало с 2017 года собирать взносы в ПФР, ФСС и ФМС по единой ставке, величина которой к 2019 году будет снижена до 26% (сейчас в ПФР уходит 22% зарплаты, в ФСС – 2,9%, в ФМС – 5,1%). НДС, наоборот, предлагали постепенно увеличить до 20%: поднять льготную ставку с 10 до 12%, а после ежегодно увеличивать еще на 2%. По оценкам чиновников, только в 2017 году это дало бы бюджету прирост доходов на 600 млрд руб. (см. "Минфин предлагает повысить НДС и страховые взносы"). Однако эта инициатива поддержки в правительстве не нашла. «Как я понял, идея была еще недостаточно проработана и ее отложили», – прокомментировал изданию Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок.
Кроме того, в начале прошлой недели в СМИ появилась информация о том, что Минфин планирует масштабную налоговую реформу нефтяной отрасли. Суть ее заключается в том, чтобы полностью избавиться от пошлин в этой сфере и перейти с налога на добычу полезных ископаемых на налог на добавленный доход (см. "Минфин предложит масштабную налоговую реформу нефтяной отрасли"). Однако на пленарной сессии Московского финансового форума 23 сентября министр финансов Антон Силуанов заверил, что в нефтегазовой отрасли продолжат уже начатый "налоговый маневр". "Мы говорим о лучшем управлении активами, продолжении тех налоговых стратегий в нефтегазовом секторе, мы никаких налогов не предлагаем изменять в предстоящую трехлетку", – уточнил министр (см. "Минфин не планирует рост налогов в ближайшие три года").
Вместе с этим Минфин, зная, что в некоторых регионах наблюдается сильный дефицит бюджетов, предложил "богатым" поделиться с "бедными". По итогам первого полугодия текущего года в 52 регионах расходные статьи превалируют над доходными, в 15 из них ситуация критическая, отметил Кудрин. Чтобы исправить положение, Минфин предложил "передел" налоговых поступлений. Ставка налога на прибыль составляет 20%, из них 2% уходят в федеральный центр, остальное, наравне с НДФЛ, формирует основную часть региональных бюджетов. В январе-июле 2016 года субъекты получили от этого налога 1,451 трлн руб. Идея состоит в том, чтобы забрать у регионов еще 1% – это примерно 117 млрд руб. Полученные доходы поделят на три части:
– 84 млрд руб. отдадут самым "бедным" субъектам,
– 20 млрд получат в качестве грантов самые динамично развивающиеся регионы,
– 13 млрд руб. РФ оставит себе, чтобы компенсировать расходы, недополученные за счет того, что губернаторам разрешат оставить в своих бюджетах всю сумму прироста налога на прибыль, полученную сверх показателей предыдущего года.
Передел доходов, вошедший в "Проект основ государственной политики регионального развития до 2025", не поддерживают регионы с высокими доходами: Москва, ХМАО, Тюменская область, Сахалин, Санкт-Петербург и Ленобласть (см. "Правительство отдаст бедным субъектам РФ часть налогов из богатых регионов").
Так как существенного повышения налоговых сборов не планируется, а доходы из-за падения цен на нефть сокращаются (прогнозно – до 12,3 трлн руб.), разбалансировку бюджета Минфин предлагает устранять путем заморозки расходов на уровне текущего года (17,787 трлн руб.), с включением в него всех дополнительных трат. Из-за этого министерствам и ведомствам придется сократить расходы в 2017–2019 годах, соответственно на 6, 9 и 11%. В частности, будут снижены траты на военно-промышленный комплекс. Дополнительные доходы (порядка 800 млрд руб.) Минфин планирует получить за счет приватизации "Роснефти" и "Башнефти", дополнительных изъятий из нефтегазового сектора, повышенных до 50% дивидендов от госкомпаний, таможенных и страховых платежей, займов и резервных фондов. Запланированный дефицит бюджета на будущий год – 3,2%, со снижением на один пункт ежегодно, рассказал Силуанов.
Между тем эксперты не столь оптимистичны. Они предполагают, что решить проблему с разбалансировкой так просто не удастся, и к 2018–2019 годам "дыра" в госбюджете достигнет 2 трлн руб., если нефть будет стоить не дороже $40 за баррель. Они предлагают еще больше сократить расходные статьи и воспользоваться займами, что, правда, приведет к росту процентных расходов бюджета.