Банк России во внутренней инструкции описал тактику по выявлению забалансовых вкладов в кредитных организациях, сообщают "Ведомости".
Как заявил зампред ЦБ Василий Поздышев, признаки, которые могут свидетельствовать о наличии неучтенных вкладов и манипуляциях с ними, собраны в письме, которое еще в августе 2016 года было разослано по территориальным подразделениям. По его словам, "критерии очень простые": например, это большое количество вкладов "с чрезвычайно круглыми цифрами" или на 2000 рублей – "в реальной жизни такого не бывает".
О других критериях говорят сами финансисты – например, если банк принимает незначительное число вкладов, хотя в его отделении много штатных кассиров и операционных окон. Регулятор обращает внимание на сделки, которые совершаются во внеурочное время – например, по ночам или в выходные дни, а также на то, насколько агрессивно банк продвигает вклады по высоким ставкам.
Еще один повод для подозрений – если размер небольшого вклада незадолго до истечения срока кратно увеличивается. Кроме того, проверяющие следят за тем, не пытается ли банк за счет дробного внесения средств тайно проводить на счет проценты от депозита, и не помечаются ли отдельные счета специальным образом в автоматизированной банковской системе.
Наличие одного из признаков автоматически не означает, что выводы о тайном вкладе уже сделаны, уверяет Поздышев. Ранее он отмечал, что вскрыть махинации такого рода без привлечения правоохранителей и проведения оперативно-разыскной деятельности непросто.
Наличие неучтенных вкладов может стать причиной неточного определения дыры в балансе рухнувшего банка. Так, "Росинтербанк", чья лицензия была отозвана в сентябре 2016 года, не указал в реестрах вкладчиков сведения о депозитах на 5 млрд рублей (см. "АСВ: "Росинтербанк" перед крахом уничтожил данные о вкладчиках").