Представители юридического сообщества по просьбе редакции "Право.ru" прокомментировали одно из главных нововведений будущего года – переход на электронную цифровую подпись (ЭЦП) при подаче документов в арбитражи через "Мой арбитр": у большинства оно вызывает вопросы, поскольку Верховный суд пока не разъяснил, каким образом будет работать система. Мнения экспертов разделились: одни склоняются к тому, что отмена сложившейся системы приведет к замедлению судопроизводства, другие, напротив, уверены, что она поможет устранить имеющуюся коллизию.
До конца года при подаче электронных документов в арбитражные суды можно предоставлять только "сканы", однако с 1 января процедура усложняется: теперь для их удостоверения потребуется электронная цифровая подпись. Такая необходимость возникла из-за вступления в силу закона, в соответствии с которым можно будет подавать в суды общей юрисдикции и арбитражи электронные исковые заявления, ходатайства, жалобы и представления (см. "На сайтах СОЮ появилась кнопка подачи электронных исков"). Новый порядок предусматривает, что документы должны быть поданы путем заполнения специальной формы на официальном сайте того или иного суда и подписаны электронной подписью участника судопроизводства. Судебные решения также можно будет увидеть в электронном виде.
Для реализации нововведения в полной мере на прошлой неделе, 20 декабря, Пленум ВС принял решение об отмене Постановления Пленума ВАС от 8 ноября 2013 года № 80 "Об утверждении Порядка подачи документов в арбитражные суды РФ в электронном виде" (см. "Пленум Верховного суда отменил несколько постановлений Пленума ВАС"). В то же время ВС не предусмотрел сам порядок подачи документов в арбитражи, однако до конца года граждане по-прежнему могут их сканировать для представления через Интернет.
Альтернативный порядок больших неудобств практикующим юристам не доставит, считает партнер юридической группы "Яковлев и Партнеры" Татьяна Кормилицына. "Более того, новая система подачи документов, во-первых, будет едина для всех судов, а не только для арбитража, во-вторых, в связи с ЭЦП предоставляет больше возможностей для удаленной работы. Например, в действующем порядке невозможна подача в электронном виде заявления о принятии мер по обеспечению иска, только бумажный носитель, – объясняет она. – Соответственно в некоторых случаях утрачивается и смысл подачи в электронном виде искового заявления, так как такие документы подаются, как правило, одномоментно. В новой системе эта коллизия будет устранена". Солидарна с коллегой Марина Костина, однако она не исключает, что требование может вернуть и на шаг назад, поскольку не все участники процесса и их представителя имеют ЭЦП, из-за чего документы будут подаваться в суд "по старинке" – на бумажном носителе.
В этом с ней солидарен и управляющий партнёр адвокатского бюро Trust Алексей Токарев, который считает, что отказ от существующей системы приведет к тому, что большинство участников процесса будут вынуждены либо приносить документы в суд лично (а это создаст огромные очереди), либо направлять их по почте. Все это снизит оперативность представления необходимых бумаг. "Направлять документы в электронном виде будет возможно, только используя электронную подпись, оформление которой стоит денег, при этом все так же придется прикладывать отсканированный вариант подписанного документа и подтверждать полномочия представителя юридического лица, которое подает – подписывает документы. То есть, как и прежде, электронная подпись будет бесполезна в арбитражном суде и создаст лишь новую преграду доступа к правосудию", – рассуждает Токарев.
Желательно, чтобы техническая сторона нового порядка не затруднила электронный документооборот как таковой и не стала препятствием для расширения сферы его применения, предусмотренной законодательными нововведениями 2016 года, подытоживает партнер юридической фирмы Indepcons Виктор Пшеничников.