ПРАВО.ru
Новости
17 апреля 2017, 11:20

ФНС откажется от доначисления налогов на основании формальных нарушений

ФНС откажется от доначисления налогов на основании формальных нарушений

Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в территориальные инспекции письмо, в котором разъяснила, как проверять необоснованность налоговой выгоды, и ужесточила основания для взыскания недоимки, пишут "Ведомости".

Формального нарушения вроде неверной подписи в документах недостаточно, чтобы доначислять налоги бизнесу, сказано в письме. Инспекциям надлежит прежде всего устанавливать реальность совершенной операции – были ли фактически получены товары или услуги, кто выступал реальным контрагентом, не является ли компания подконтрольной этому контрагенту или взаимозависимой с ним.

Проверке подлежит только первый контрагент в цепочке. Замглавы ФНС Даниил Егоров говорит, что сделка должна соответствовать общей бизнес-логике. Поводами для претензий могут стать отсутствие лицензии у контрагента на выполнение работ, либо необъяснимая информированность о нём заказчика – в отсутствие сайта и рекламы, либо неосведомленность компании о том, где контрагент располагается. На применение схемы может указывать то, что руководитель компании при обсуждении условий поставок или подписании договора с контрагентом не встречался.

Инспекции будут ориентироваться на письмо для формирования единых подходов в судебных спорах по необоснованной налоговой выгоде, объясняет замглавы ФНС Сергей Аракелов. По его словам, необходимость в разъяснениях возникла после того, как служба стала пересматривать больше таких дел в досудебном порядке. Кроме того, Верховный суд РФ в 2016–2017 годах опубликовал несколько определений, в том числе о невозможности доначислять налоги из-за бракованных подписей, если операция была реальной. Аракелов полагает, что в дальнейшем понятие недобросовестного поведения нужно закрепить в Налоговом кодексе РФ.

Юристы положительно оценивают новый подход ФНС: из-за "пробюджетной позиции судов" бизнес стал их избегать. За 2016 год было рассмотрено в три раза меньше дел с участием налоговых органов, при этом 82% от суммы их требований были удовлетворены.