Думский комитет по бюджету и налогам одобрил поправки в Налоговый кодекс, исключающие из него понятие "аудиторской тайны". Налоговикам хотят открыть доступ к сведениям и документам, полученным аудиторами от клиентов. Эксперты выступили с критикой законопроекта: по их мнению, новшество приведет к сокращению и без того не очень большого аудиторского рынка, а также создаст "черный", неконтролируемый рынок проверок.
Поправки в статьи 82 и 93-1 НК инициировало правительство, они поступили на рассмотрение Госдумы в середине февраля (см. "Правительство предложило раскрыть аудиторскую тайну"). Профильный комитет – по бюджетам и налогам – уже дал положительное заключение по законопроекту (см. "Госдума готова допустить налоговиков к аудиторской тайне").
Сейчас аудиторы обязаны информировать о найденных нарушениях лишь учредителей проверяемой компании. Запросить такую информацию вправе правоохранители и суды. Законопроектом же предусматривается, что собирать, использовать и распространять эти сведения смогут также налоговые инспекции: в ходе проверки или по запросу иностранных налоговиков, если с ними заключено соглашение об обмене такой информацией. Запросить можно будет все, что получил аудитор, – достаточно, чтобы на основе этих документов можно было сделать вывод о доначислении налогов. Перед запросом инспекторы должны будут получить разрешение руководства вышестоящего налогового органа, это нужно для того, чтобы инспекции не злоупотребляли новыми полномочиями. Отказ предоставить документацию будет грозить аудиторам штрафом в размере 10 000 руб. Поправки могут вступить в силу уже с января 2018 года.
Законодательство всех стран охраняет аудиторскую тайну
Комитет по правовым вопросам аудиторской деятельности СРО Ассоциации "Содружество" дал отрицательное заключение на законопроект и рекомендовал отклонить его в нынешней редакции. Согласно ч. 3 ст. 1 закона "Об аудиторской деятельности", аудит – это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности, отмечает Борис Федосимов, председатель комитета. Во всем мире у налогоплательщиков есть альтернативная возможность проверить свою отчетность, которая затем подвергнется проверке налоговых и правоохранительных структур. "Причем подразумевается, что налогоплательщики предоставляют аудиторам всю информацию для того, чтобы проверка была максимально эффективной, – подчеркивает Федосимов. – Для этого в законодательстве всех демократических стран есть нормы, предполагающие сохранение аудиторской тайны".
Более того, добавляет эксперт, сейчас ст. 9 закона "Об аудиторской деятельности" также предусматривает жесткую охрану аудиторской тайны, несмотря на "окна возможностей", определенных в ч. 3, 4 этой статьи. Существующий в России институт аудиторской тайны не только позволяет ограничить распространение финансовой, коммерческой информации, но и позволяет аудиторам, как экспертам, дать независимую оценку сложившейся ситуации, считает Федосимов.
Поправки ударят по качеству аудита
В комитете считают, что принятие законопроекта спровоцирует массу негативных последствий. "Вместо альтернативного, объективного механизма проверки налогоплательщиков, которым последние могут воспользоваться по своей инициативе, мы получим по сути еще одну коммерческо-государственную контролирующую структуру, которых в РФ итак предостаточно", – говорит Федосимов. Кроме того, зная о возможности раскрытия информации, предприятия будут отказываться от инициативного аудита, добавляет он. А субъекты обязательного аудита будут по максимуму скрывать информацию, чтобы налоговики и правоохранители не смогли впоследствии получить лишнюю информацию. Все это приведет к резкому сокращению и так не очень большого аудиторского рынка, прогнозирует Федосимов.
Более того, снизится качество аудита, считает эксперт, а налогоплательщики будут заказывать проведение "неформального аудита" в обычных бухгалтерских, консалтинговых компаниях, которые не обладают нужными знаниями, стандартами и квалифицированными аудиторами. Это создаст "черный", низкоквалифицированный, неконтролируемый рынок проверок, резюмирует Федосимов.
С текстом законопроекта № 96436-7 "О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса РФ (о наделении налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов, полученных ими о налогоплательщике)" можно ознакомиться здесь.