Министерство экономического развития предложило не наказывать крупный бизнес за нарушение, совершенное впервые. Сейчас такая мера действует в отношении малого бизнеса, и замглавы МЭР Савва Шипов считает, что малый и крупный бизнес нужно уравнять в этом праве. Юристы ответили "Право.ru", что они думают об этом.
Шипов считает, что если не штрафовать крупные компании за первое нарушение, то снизится штрафная нагрузка. При этом он уточняет, что нарушение не должно нести вреда. Сейчас это предложение обсуждается в ведомствах и профильной комиссии Правительства. В результате МЭР подготовит законопроект и внесет его в Думу на рассмотрение.
"Такую инициативу можно только поприветствовать", – говорит заместитель руководителя департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития "КСК групп" Павел Андрейкин.
Предложение направлено не столько на снижение общего количества правонарушений, сколько на минимизацию негативных последствий для бизнеса от подобных нарушений. Ведь не секрет, что многие нормы КоАП предусматривают достаточно серьезные санкции, размер которых может оказаться чувствительным даже для крупного бизнеса.
Например, если компания нарушила валютное законодательство, то штраф может быть равен сумме внешнеторговой сделки, напоминает эксперт. При этом само по себе нарушение вполне может быть допущено из-за недостаточной компетентности или неопытности ответственного должностного лица.
Именно желанием поставить весь бизнес, независимо от его размера, в равные условия, дав ему право на ошибку, если такая ошибка не носит системного характера, и можно объяснить предложение Минэкономразвития, и с этой точки зрения такую инициативу можно только поприветствовать.
Такую позицию не совсем разделяет руководитель аналитической службы юрфирмы "Инфралекс" Ольга Плешанова. Она считает, что за незначительное нарушение компанию можно и простить, но за серьезные проступки всегда должна следовать ответственность.
Если компании будут знать, что за разовое нарушение последует лишь предупреждение, то у них будет соблазн делать первичные нарушения наиболее значительными по масштабу. Например, недоплатить налоги один раз, но на крупную сумму. Или разово, но грубо нарушить конкуренцию в расчете на быстрое завоевание определенных позиций на рынке.
Плешанова считает неоправданным создавать равные условия для малого, среднего и крупного бизнеса, потому что "у крупного бизнеса иной масштаб деятельности и другие отношения с государством".
Последствия нарушения крупной компании, даже единичного, могут быть значительно больше и тяжелее, чем нарушения, допускаемые малым бизнесом. При незначительных нарушениях, допущенных крупной компанией впервые, очевидно, было бы разумно ограничиться предупреждением, однако законодательство и сейчас допускает такую возможность.
Таким образом, в предложении Минэкономразвития можно найти как плюсы, так и минусы. Возможно, в итоговой версии законопроекта ведомство уточнит, за какие именно первые правонарушения можно будет не штрафовать крупные компании.