Сельхозпредприятие, имеющее теплотрассу и избыток энергии, нашло для неё покупателя. Цена обоих устраивала. Её в договоре и прописали, проигнорировав госрегулирование цен в теплоэнергетике. Можно ли было так поступать – суды во мнении разошлись, но точку поставила Экономколлегия Верховного суда.
Сельскохозяйственный кооператив "Тепличный" имеет теплотрассу, которую использует для обогрева своих теплиц. С осени 2015 по весну 2016 года он по договору продавал теплоэнергию МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство». Цену стороны утвердили сами, без оглядки на государственные нормативы, – 35 руб. за 1 Гкал тепла.
Такая самостоятельность не понравилась местному Комитету тарифного регулирования. По его мнению, "Тепличный" должен продавать энергию не по договорной цене, а по нормативной. Для её определения нужно было обратиться в Комитет. А раз "Тепличный" этого не сделал, то должен уплатить 100-тысячный штраф (ч. 2 ст. 14.6 КоАП «Нарушение порядка ценообразования»).
Его сельхозпредприятие оспорило в Арбитражном суде Волгоградской области (дело № А12-64459/2016). Однако суд первой инстанции согласился с Комитетом и признал его решение законным. Но вот 12-й ААС штраф отменил. Апелляция посчитала, что "Тепличный" не является теплосетевой организацией. Поэтому Закон о теплоснабжении на него не распространяется. А значит, цену на свою теплоэнергию он может устанавливать сам.
Комитет с таким толкованием закона не согласился. По его мнению, Закон о теплоснабжении распространятся на всех без исключения. На это он указал в своей жалобе, поданной в Верховный суд. Экономколлегия рассмотрела спор и поддержала Комитет, признав законным решение суда первой инстанции.