ФАС объяснила причины роста цен на бензин. Результаты мониторинга показали, что на стоимость влияет динамика мировых цен, рост отраслевых издержек и общие инфляционные процессы в экономике.
Государственное регулирование цен на топливо не предусмотрено, стоимость бензина определяется рыночным механизмом конкуренции. Порядка 65% от конечной стоимости топлива составляют налоговые сборы.
Изменения Минфина привели к неоднократному увеличению налоговых ставок акцизов на моторные топлива. С января этого года на бензин и дизель повышение произошло на 6,4% и 8,4% соответственно, с июля предусмотрено еще одно повышение – на 6% и 7,7%.
Очередное повышение назначено на 2019 и 2020 годы – еще примерно на 3,5–3,6% в каждый год. Кроме этого, происходило увеличение налога на добычу полезных ископаемых: 55,4% в 2015 году, 11,8% в 2016. В 2017 и 2018 годах повышение составило 7,2% на каждый год.
С 2008 по 2016 годы было три волны дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства на оптовом рынке нефтепродуктов. Нарушителями стали ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Лукойл», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ПАО АНК «Башнефть». «Компании-нарушители заплатили гигантские, не только по российским меркам, штрафы. Общая сумма перечисленных в бюджет РФ составила около 20,7 млрд руб.», – отмечает пресс-служба ФАС.
Ведомство отмечает, что с 2015 по 2017 годы средний показатель изменения средневзвешенных годовых цен был ниже уровня индекса потребительских цен.