11 сентября Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, сообщает Управление ГД по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ.
По словам председателя Комитета Евгения Федорова, это первый системно проработанный специальный закон в сфере регулирования торговой деятельности в России, значение которого трудно переоценить. Законопроект призван создать цивилизованную систему общественных отношений в области торговли.
Е. Федоров пояснил: "В законопроекте определены условия договора поставки продовольственных товаров. Законопроект запрещает навязывать производителям и поставщикам дискриминационные и невыгодные для них условия реализации договора. Это обеспечит антимонопольное регулирование и поддержит конкуренцию в сфере торговли. В свою очередь это позволит избежать торговых наценок и сдержит рост цен.
Кроме того, законопроект закрепляет срок оплаты поставленных товаров, а также содержит перечень недопустимых действий органов госвласти и местного самоуправления в области торговли с целью предотвращения коррупции и административного давления на предпринимателей.
Законопроектом предложены меры государственной поддержки развития торговой деятельности. В частности будут выработаны нормативы обеспеченности населения торговыми площадями.
Важным шагом в достижении прозрачности торгового бизнеса станет создание системы государственно-информационного обеспечения. Кроме того эта система позволит повысить эффективность управления в сфере торговой деятельности и будет содействовать ее развитию".
Е. Федоров добавил: "Нашей задачей является формирование эффективного правового поля, устанавливающего единые нормы и правила осуществления предпринимательской деятельности в торговой сфере, обеспечение единства экономического пространства, создание конкурентной среды, соблюдение баланса интересов хозяйствующих субъектов, пресечение недобросовестного ведения бизнеса, поддержка отечественных товаропроизводителей для обеспечения безопасности и удовлетворения нужд общества".
Член Комитета Виктор Звагельский назвал законопроект фундаментальным. "Он закладывает основу для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров на всей территории России. Ведь по сути, до нынешнего момента у нас не существовало единого правого механизма в сфере торговли, отсутствовал системный подход, торговое законодательство зачастую формировалось по региональному принципу, то есть по воле местных властей в различных уголках страны.
Одна из основных задач законопроекта – исключить неоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в торговую деятельность. Вводятся положения по антимонопольному и техническому регулированию, позволяющие ограничить произвольные недобросовестные действия и хозяйствующих субъектов, и государственных контрольно-надзорных органов. В целях обеспечения баланса интересов всех участников торговой деятельности, антимонопольные требования также предусматривают запрет на принятие решений, ограничивающих конкуренцию в сфере торговли".
Член Комитета Олег Валенчук заявил: "Для реализации социальных функций торговли законопроект предусматривает создание условий для обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, в том числе за счет развития и размещения сети организованной торговли.
Предусмотрены и меры поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, в общем количестве мест, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, предусматривается квота не менее пятидесяти процентов для размещения нестационарных торговых объектов субъектами малого и среднего предпринимательства.
На исключение недобросовестных практик крупных торговых сетей при заключении и исполнении договоров с поставщиками продовольственных товаров, направлены нормы антимонопольного регулирования отношений в сфере торговли. Это позволит своевременно пресекать искусственное завышение цен на товары первой необходимости и продукты питания".