Пленум Верховного Суда РФ сегодня принял постановление об отзыве из Государственной Думы проекта федерального закона № 205354-5 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
Законопроектом, подготовленным ВС РФ, предусматривалось введение досудебного порядка взыскания налоговыми органами сборов, пеней и штрафов с физических лиц.
Ранее, как сообщалось, на основании отрицательного заключения правительства РФ Госдума отвергла этот законопроект при рассмотрении в первом чтении. Кстати, члены подкомитета по налоговому законодательству Комитету по бюджету и налогам Госдумы предлагали представителю ВС РФ рассмотреть возможность отзыва законопроекта еще до рассмотрения его парламентом.
Как отмечалось в заключении правительства, "статьей 1 законопроекта вносятся изменения в статью 48 Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на установление досудебного порядка взыскания налоговыми органами налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, путем обращения взыскания на денежные средства на их счетах в банках.
При рассмотрении законопроекта надлежит принимать во внимание, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в частности, выраженной им в решениях от 17.12.1996 № 20-П, от 06.11.1997 № 111-О, от 12.05.1998 № 14-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 06.12.2001 № 257-О, различный порядок взыскания налоговых платежей с физических и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в неравное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить налоги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством судебного разбирательства. Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти – подчинения, и поэтому одна сторона в отношении к другой не может действовать властно — обязывающим образом.Также следует отметить, что счетами для целей Налогового кодекса Российской Федерации признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена обязанность физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, сообщать в налоговый орган о вкладах в банках.
Пунктом 1 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность банков сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счетов, об изменении реквизитов счетов организаций и индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" сведения о счетах и вкладах клиентов банков являются банковской тайной. Кредитные организации выдают налоговым органам справки по операциям и счетам только юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Поскольку Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрены обязанности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и банков сообщать налоговым органам об открытии, закрытии счетов, открытых физическим лицам на основании договора банковского вклада, у налоговых органов отсутствует возможность взыскать денежные средства с таких счетов в счет уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов.
Статьей 2 законопроекта вносится изменение в статью 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому дела об оспаривании решений налоговых органов о взыскании с физических лиц налогов и сборов подсудны районным судам независимо от взыскиваемой суммы налогов и сборов.
В соответствии с пунктом 5 части первой статья 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей ста тысяч рублей рассматриваются мировым судьей. Таким образом, статья 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в редакции указанного законопроекта вступает в противоречие с указанным пунктом статьи 23 данного Кодекса.Кроме того, не ясны основания для исключения из статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требований о взыскании с граждан недоимок по налогам и сборам, по которым выдаются судебные приказы.
Законопроектом предлагается дополнить перечень дел, возникающих из публичных правоотношений (статья 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) делами по заявленным об оспаривании решений налоговых органов о взыскании с физических лиц налогов и сборов.
Согласно действующей редакции статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Указанная норма распространяется также на дела по заявлениям об оспаривании решений налоговых органов.
По законопроекту имеются замечания юридико-технического характера.
Так, например, неточно указаны источники официального опубликования статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Название законопроекта не согласуется с его содержанием, так как законопроектом предусмотрено внесение изменения в статью 48 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", — подчеркивалось в заключении правительство РФ.