ПРАВО.ru
Новости
20 октября 2009, 20:50

Правительство не поддержит поправки в НК о земельном налоге на физлиц

Правительство не поддержит поправки в НК о земельном налоге на физлиц
Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в статью 388 части второй Налогового кодекса РФ фото Право.Ru

Минфин РФ от имени Правительства России подготовил проект отрицательного заключения на поправки в статью 388 части второй Налогового кодекса РФ о перечне документов, являющихся основанием для уплаты земельного налога физическими лицами, обладающими земельными участками, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проект федерального закона № 226535-5 "О внесении изменений в статью 388 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму РФ Липецким областным Советом депутатов.

Как отмечается в проекте заключения правительства, "законопроектом (статья 1) предлагается внести изменение в статью 388 "Налогоплательщики" главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), предусматривающее перечень документов, являющихся основанием для уплаты земельного налога физическими лицами, обладающими земельными участками, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и предоставленных до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее — Федеральный закон № 122-ФЗ) установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, принадлежащие на праве собственности, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого дарения, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ.

При этом согласно статье 6 Федерального закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Как следует из пояснительной записки к законопроекту, отсутствие документов на земельные участки лишает налоговые органы оснований для начисления земельного налога, нарушаются принципы платности использования земли и равенства налогообложения.

В предлагаемой законопроектом редакции статьи 388 Налогового кодекса не может быть решена задача о расширении числа плательщиков земельного налога, поскольку обязанность по получению определяемых законопроектом документов на физических лиц ни законодательством Российской Федерации, ни законопроектом не возлагается.

Кроме того, по законопроекту имеются иные замечания.

Так, например, в статье 1 законопроекта в качестве одного из оснований признания физического лица плательщиком земельного налога при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрена справка из садоводческого товарищества о наличии у гражданина права на земельный участок.

Согласно статье 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее — Федеральный закон № 66-ФЗ) в случае, если до вступления в силу Федерального закона № 66-ФЗ было создано (организовано) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

Таким образом, справка из садоводческого товарищества о наличии у гражданина права на земельный участок не может являться правоустанавливающим документом.

Перечень документов, установленный в пункте 2 статьи 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ, предназначен для упрощенного порядка переоформления прав на земельные участки по так называемой "дачной амнистии". Как показывает практика, переоформление таких прав обусловлено тем, что распространены ситуации, когда в правоустанавливающих документах на земельные участки, выданных в период до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, либо невозможно определить вид данного права, либо расходятся сведения о границах и площади земельного участка в правоустанавливающих документах и документах государственного органа по государственному кадастровому учету и т.д. При этом помимо названного выше перечня документов, также требуется предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, кадастрового паспорта соответствующего земельного участка.

Следовательно, представленный перечень документов не может быть использован в качестве основания для признания физического лица плательщиком земельного налога, поскольку он является лишь одним из оснований для переоформления ранее выданных документов о государственной регистрации прав.

Абзацы второй — пятый и восьмой — десятый статьи 1 законопроекта дублируют положения пунктов 2 и 7 статьи 25.2 Федерального закона № 122-ФЗ.

Также законопроектом предлагается предусмотреть признание плательщиками земельного налога собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме в отношении земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета на основании документов, подтверждающих указанное право собственности.

На основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Следовательно, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации участка, а при их отсутствии -документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, то налогоплательщиками признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Таким образом, внесение в Налоговый кодекс предлагаемых изменений представляется нецелесообразным.

Статья 2 законопроекта не соответствует статье 5 Налогового кодекса.

По законопроекту имеются замечания юридико-технического и редакционного характера.

Наименование законопроекта не согласуется с содержанием законопроекта, поскольку в статью 388 Кодекса вносится одно изменение.

В статье 1 законопроекта неверно указаны источники официального опубликования статьи 388 Налогового кодекса.

В абзаце первом статьи 1 законопроекта следует учитывать, что статья 388 Кодекса делится на пункты.

В абзаце втором статьи 1 законопроекта неверно указано наименование Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в абзаце седьмом данной статьи законопроекта — понятие "нормативный акт органа местного самоуправления", поскольку по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает," — говорится в проекте отзыва, подготовленном в Минфине.