ПРАВО.ru
Новости
23 марта 2010, 10:50

Опубликован законопроект Минфина о налогообложении крупных компаний

Опубликован законопроект Минфина о налогообложении крупных компаний
пока о намерении воспользоваться новым режимом и об организационной готовности к нему неофициально заявляли лишь две крупные компании - "Русал" и ТНК-ВР Фото Право.Ru

Минфин завершил работу над законопроектом о введении в Налоговый кодекс понятия "консолидированные группы налогоплательщиков". Принятие документа позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать новых правил контроля за трансфертным ценообразованием. В Минфине рассчитывают, что новым режимом смогут воспользоваться порядка10-20 крупных российских холдингов с активами не менее 1 триллиона рублей. В РСПП уверены, что их будет не более пяти, и вместе с Минэкономики предлагают понизить "завышенные" Минфином пороги доступа компаний к налоговой консолидации.

Минфин направил в Минюст подготовленный им проект закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков". После получения заключения юристов документ будет представлен в правительство, а затем и в Госдуму. Напомним, этот давно обещанный бизнесу законопроект идет в паре с законом о трансфертном ценообразовании. Последний был принят Госдумой в первом чтении в феврале этого года — он устанавливает, что новые правила доначисления налогов в случае использования компаниями нерыночных цен не будут распространяться на так называемых консолидированных налогоплательщиков.

Что значит этот новый для РФ термин, объясняет новый минфиновский законопроект. Главный смысл новаций: при определении налога на прибыль группы компаний их финансовые результаты можно будет суммировать. Согласно пояснительной записке к проекту он позволит решить сразу три задачи: сделает бессмысленным перемещение холдингами центров прибыли между регионами ради налоговой минимизации, упростит администрирование и позволит бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы.

Согласно проекту, консолидация будет возможна, если доля непосредственного или косвенного участия основного общества в дочерних компаниях составляет не менее 90%. При этом "консолидированный налогоплательщик" может появиться, если у группы составляющих его компаний общая сумма начислений федеральных налогов за год превышает 15 миллиардов рублей, суммарная выручка — 100 миллиардов рублей, а активы — 1 триллион рублей. Как объясняет ведомство, эти ограничения будут работать на первом (не определенном по времени) этапе, поскольку "консолидированная группа налогоплательщиков является новым для налоговых органов объектом администрирования".

Чтобы не допустить утекания налога на прибыль, на создание групп наложены и другие ограничения: в них не смогут войти компании, являющиеся резидентами особых экономических зон, применяющие специальные налоговые режимы и имеющие обособленные подразделения за пределами РФ. Кроме того, банки, страховые компании, профучастники рынка ценных бумаг и негосударственные пенсионные фонды смогут консолидироваться лишь с себе подобными — Минфин опасается создания финансово-промышленных групп, которым не составит особого труда свести итоговую сумму налога на прибыль в ноль.

Согласно проекту, группа компаний сможет выбрать "ответственного участника", который и будет представлять в налоговый орган единую декларацию по налогу на прибыль. Однако с выездной проверкой налоговики придут не только к "ответственному", но и ко всем участникам группы одновременно. Для распределения поступлений между бюджетами регионов ответственный плательщик будет определять налоговую базу по каждому участнику группы по нынешним правилам исчисления налога для обособленных подразделений исходя из доли компании в общей численности работников и в остаточной стоимости амортизируемого имущества группы.

Как ранее пояснял глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, все критерии определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 действительно крупных холдингов для того, чтобы налоговики смогли отработать новый порядок администрирования. Однако именно эти ограничения вызывают вопросы у участников процесса. "Минэкономики концептуально поддерживает законопроект, но считает необходимым обсудить возможность снижения порогов доступа к переходу на новый режим",- сказал директор департамента инвестиционной политики этого ведомства Сергей Беляков. По подсчетам заместителя руководителя комитета РСПП по налоговой политике Андрея Тихоновского, на практике исходя из предлагаемых критериев консолидацией смогут воспользоваться не более пяти российских холдингов. "Мы считаем предложенные пороги завышенными и будем настаивать на их снижении",- сказал представитель РСПП. По данным журналистов, пока о намерении воспользоваться новым режимом и об организационной готовности к нему неофициально заявляли лишь две крупные компании — "Русал" и ТНК-ВР.

Предполагаемая дата введения закона о консолидированном налогоплательщике вступит в силу 1 января 2011 года.

Вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин считает, что нужно работать над тем, чтобы постепенно повышать налоговую нагрузку на граждан, получающих высокие доходы. Как сказал он 17 марта в рамках "правительственного часа" в Совете Федерации, расслоение по уровню доходов в российском обществе "выше, чем принято", и это является потенциальным риском, в том числе с точки зрения социальной напряженности. "Это противоречие нужно решать комплексно, разными средствами", — подчеркнул А. Кудрин. Отвечая на вопрос сенаторов, считает ли Минфин возможным устранить расслоение в доходах за счет изменения шкалы НДФЛ, А. Кудрин отметил, что в ближайшее время не видит возможности изменить плоскую шкалу подоходного налога в условиях слабого администрирования, в том числе слабой работы правоохранительных органов. Создавая систему плоской шкалы, "мы стимулируем — зарабатывайте больше, но вы и заплатите больше в абсолютном выражении", сказал глава Минфина. Так, по его словам, исходя из уровня средней зарплаты в РФ в 2010 году в 120 тысяч рублей в год, гражданин, получающий такой доход, уплатит подоходный налог на сумму 14-15 тысяч рублей. В то же время предприниматель, получивший 100 миллионов рублей доходов, уплатит в бюджет 13 миллионов рублей. "Поэтому мы не стараемся поднять эту планку, так как боимся дестимулировать (получение высоких доходов гражданами)", — сказал министр. А. Кудрин также заметил, что если частное лицо владеет предприятием, то на него накладываются все налоги — от налога на прибыль и имущество до налогов на дивиденды. Таким образом, помимо подоходного налога в 13%, владелец предприятия выплачивает также все налоги, которые предусмотрены законодательством для компаний.