ПРАВО.ru
Новости
30 марта 2010, 15:30

Госдума запретит производство в РФ коньяка, шампанского и кальвадоса

Госдума запретит производство в РФ коньяка, шампанского и кальвадоса
В Госдуму поступил "Технический регламент на винодельческую продукцию" Фото Право.Ru

На рассмотрение Государственной Думы поступил законопроект № 349084-5 "Технический регламент на винодельческую продукцию", внесенный депутатом ГД В. Звагельским.

Как говорится в пояснительной записке к проекту ФЗ, объектами технического регулирования в рамках данного законопроекта является винодельческая продукция, в том числе наливом, изготовленная в результате спиртового брожения или в процессе перегонки продуктов спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда, фруктов или меда или их сусел, а также процессы производства, хранения, перевозки и реализации, связанные с требованиями к безопасности продукции и невведению приобретателей в заблуждение.

Используемый в РФ термин "столовое вино" применительно к столовому виноградному вину заменен на гармонизированный термин "вино", а "специальное вино"- на термин "крепленое вино", соответствующий положениям International Code of oenological Practices от 2008 г. Причем, термин "крепленое вино" свидетельствует о том, что в данный продукт добавлен этиловый спирт, тогда как термин "специальное вино" этот факт вуалирует и может ввести потребителей в заблуждение.

Введенный в законопроект термин "фруктовое вино", включающий в себя вид продукции, изготовленной как из плодов, так и из ягод, за исключением винограда, по своей сути идентичен "плодовому вину". При этом слово "фруктовое" однозначно включает в себя понятия "плодовое" и "ягодное" и гармонизировано с международным понятием "fruit wines".

Что касается словосочетания "фруктовое вино", то в соответствии с пунктом 2 статьи 25 главы 1 части 3 Регламента ЕС № 479/2008 слово "вино" может сопровождаться названием фрукта для продукции, полученной путем сбраживания сырья, отличного от винограда, или, если оно является частью составного названия, например, "яблочное вино", "крыжовниковое вино", "медовое вино".

Кроме того, законопроект содержит определение термина "винодельческая продукция наливом", включающая, в том числе: вино наливом, крепленое вино наливом, столовое фруктовое вино наливом, бренди, бренди высокого качества наливом, винный дистиллят и т.д. В законопроекте выделена обработанная винодельческая продукция наливом и необработанная винодельческая продукция наливом. Последняя очень важна при производстве игристых вин, в том числе, шампанского и различных дистиллятов из необработанных столовых виноматериалов и столовых фруктовых виноматериалов. Все это должно найти свое отражение в поправках к Налоговому Кодексу РФ, таможенному законодательству, Федеральному закону № 171-ФЗ и другим законам РФ.

Помимо известных видов винодельческой продукции законопроект содержит ряд терминов, характеризующих новые виды винодельческой продукции, например: "крепкий виноградный напиток", "крепкий фруктовый напиток", "низкоалкогольное фруктовое вино", "игристое фруктовое вино", "фруктовый бренди", аналогичная продукция из меда и др. Это сделано в целях импортозамещения, поддержки отечественных производителей, гармонизации с международной практикой и развития отечественной сырьевой базы — виноградарства, садоводства, пчеловодства.

Разработчики данного законопроекта пришли к решению не использовать при обозначении вида продукции слов "Российский коньяк", "Российское шампанское", "Российский кальвадос", так как термины "коньяк", "шампанское" и "кальвадос" защищены в рамках законодательства Франции, являются традиционными для нее названиями продукции по месту происхождения и не должны использоваться другими странами при обозначении аналогичной продукции. Законопроектом установлен переходный период до 2016 года, в течение которого с учетом сложившихся традиций и практики эти виды винодельческой продукции отечественных производителей могут выпускаться в обращение на территории РФ под ранее принятыми наименованиями.

В то же время в Регламентах ЕС № 479/2008 и № 606/2009 в перечне винодельческой продукции представлена группа высококачественных вин, в частности, "высококачественное игристое вино", к которому предъявляются более жесткие требования по качественным характеристикам. По аналогии законопроектом предлагаются следующие термины: "игристое вино высокого качества", которое, по сути является "Российским шампанским" (термин "игристое вино" сохраняется), крепленое вино высокого качества (аналог- "ликерное вино"), "бренди высокого качества"- аналог "Российскому коньяку", "яблочный бренди"- аналог "Российскому кальвадосу". При этом существующие требования к качеству продукции, ее производству и обороту не снижены.

В целях повышения конкурентноспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках в отношении ряда видов продукции введены понятия продукции с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием по происхождению, гармонизированные с регламентами ЕС.

Утверждение порядка присвоения этих наименований отнесено к компетентности Правительства РФ. В Евросоюзе — это компетенция Комиссии Евросоюза.
Значения показателей безопасности винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам, за исключением свинца, максимальный уровень которого снижен до 0,15 мг/кг и гармонизирован с международными требованиями, что не ведет к изменению степени риска при потреблении такой продукции. В связи с расширением видов винодельческой продукции (по сравнению с действующими национальными стандартами на продукцию и СанПин 2.3.2.1078-01) таблица показателей безопасности дополнена с учетом этих видов продукции. В целях гармонизации с международными нормами в качестве дополнительных требований к безопасности продукции вводится показатель содержания массовой концентрации синильной кислоты в дистиллированной продукции, приготовленной с использованием косточковых фруктов, а также в определенных видах винодельческой продукции нормируется содержание охратоксина А и патулина.

Статья 6 главы 2 содержит ряд требований к технологическим операциям и технологическим средствам, используемым при производстве отдельных видов винодельческой продукции, запрещающих использование некоторых компонентов, например, ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, вкусоароматических веществ, пищевых красителей, воды и пр.

В целях предотвращения фальсификаций, контрафакта, обеспечения прослеживаемости, эффективного государственного контроля (надзора) и невведения в заблуждение потребителей, в проекте техрегламента предусмотрен гармонизированный с регламентами ЕС запрет на смешивание винодельческой продукции наливом: вин, молодых вин, крепленых вин, крепленых вин высокого качества, бренди, бренди высокого качества, а также винных дистиллятов, винных дистиллятов для бренди высокого качества, изготовленных из винограда, произрастающего и переработанного на территории Российской Федерации, с аналогичной продукцией, изготовленной в третьих странах,- а также на смешивание указанных видов винодельческой продукции, происходящих из третьих стран, между собой.

Статьей 8 главы 2 предусматривается перечень информации, обязательной для нанесения на потребительскую и транспортную тару, требования к информации и способам ее нанесения применительно к винодельческой продукции.

Глава 3 посвящена формам оценки соответствия винодельческой продукции требованиям законопроекта по показателям безопасности и потребительским свойствам, заявленным изготовителем при маркировке продукции и в сопроводительной документации, с целью предотвращения введения в заблуждение приобретателей, включая потребителей.

Законопроектом в статье 11 установлены две схемы декларирования соответствия винодельческой продукции заявителем (изготовителем или уполномоченным представителем иностранного изготовителя): на основании собственных доказательств или на основании собственных доказательств и доказательств, полученных при испытаниях типовых образцов одной или нескольких разовых партий однородной винодельческой продукции или типового образца серийно выпускаемой продукции, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией.

В данной статье устанавливается перечень доказательственных материалов (документов) для отечественных изготовителей и лиц, выполняющих функции иностранных изготовителей, надежно обеспечивающих подтверждение соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента.
Установлен срок действия декларации о соответствии винодельческой продукции для любой схемы декларирования, составляющий шесть лет при условии, что заявитель принимает декларацию о соответствии на винодельческую продукцию одного наименования не реже одного раза в три года, за исключением продукции с ограниченным сроком годности, если он установлен изготовителем.

Определен порядок продления срока действия деклараций о соответствии длительно хранящейся в коллекциях винодельческой продукции винотек, если она не была реализована полностью в течение срока действия декларации.

В статье 12 установлены правила идентификации винодельческой продукции, осуществляемой исключительно в рамках оценки соответствия продукции требованиям настоящего ФЗ уполномоченным органом государственного контроля (надзора).

В статьях 13 и 14 установлены принципы государственного контроля (надзора) за соответствием винодельческой продукции требованиям законопроекта и правила его проведения с учетом специфики данной продукции, ее производства и оборота.

В статье 15 законопроекта установлены правила доработки, переработки продукции в случае ееотзыва с рынка.

При производстве винодельческой продукции в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, и возможных фальсификаций продукции в проекте ТР предусмотрены следующие меры:
- в приложениях 1-6 даны четкие термины видов продукции и их гармонизированные с международной практикой определения, регламентирующие используемое сырье, принципиальные процессы производства, допустимые пищевые добавки, содержание объемной доли этилового спирта, СО2;
- в приложении 7 регламентированы показатели безопасности продукции с учетом гармонизации с регламентами ЕС и стандартами МОВВ. Дополнительно к показателям, содержащимся в ГОСТах на винодельческую продукцию в проект ТР включены синильная кислота и микотоксины (охратоксин А и патулин);
- в приложении 8 приведен перечень гармонизированных с регламентами ЕС и документами МОВВ технологических операций и технологических средств (пищевые добавки, вспомогательные средства), допустимых в производстве винодельческой продукции;

- в статье 6 даны требования к используемым сортам винограда, запреты и ограничения по использованию сахаросодержащих продуктов, воды, пищевых красителей, вкусоароматических веществ, этилового спирта, различных дистиллятов в производстве натуральных вин и других определенных видов продукции, запреты на смешивание продукции из винограда, фруктов и меда между собой;

- в статье 11 в перечень доказательственных материалов, предоставляемых изготовителем или импортером винодельческой продукции, предусмотрено предоставление протоколов испытаний продукции в аккредитованных лабораториях (центрах) на ее соответствие требованиям национальных или международных стандартов (регламентов), сводов правил или стандартов организаций, по которым эти продукты изготовлены, по физико-химическим и органолептическим показателям.

- в статьях12-14 предусмотрено, что при проведении оценки соответствия в форме государственного контроля (надзора) контролируется продукция по физико-химическим и органолептическим показателям, контролируется соответствие продукции стандартам, по которым она изготовлена, по использованному сырью и технологическим процессам, связанным с обеспечением безопасности продукции и неведением потребителей в заблуждение.

Глава 4 содержит заключительные и переходные положения, определяет порядок вступления в силу технического регламента, применения нормативных актов и положения о вступлении в силу разрабатываемого федерального закона в целом и его отдельных положений, для которых установлены переходные периоды.
Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка винодельческой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" №184-ФЗ.

До вступления в силу настоящего Федерального закона в установленном порядке должен быть разработан ряд нормативных и нормативно-правовых актов, указанных в части 4 статьи 17 законопроекта.