Госдума сегодня приняла в третьем, окончательном чтении поправки в статьи 81, 82 и 29 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которые ужесточили контроль за процедурами изъятия, хранения, оценки и реализации вещественных доказательств. Поправки касаются уголовных дел исключительно в сфере экономики, сообщает парламентский корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.
Авторами поправок выступили главы думских Комитета по собственности Виктор Плескачевский и Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.
На сегодняшний день, отмечают авторы законопроекта, исполнительные органы власти не достаточно аккуратно относятся к хранению изъятого у собственника имущества, а также к его оценке и реализации. Таким образом, зачастую собственник в случае признания его невиновным получает вырученные средства от продажи его имущества гораздо меньшие рыночной стоимости. При этом законодатели отмечают большое количество нарушений со стороны госорганов в данной сфере.
Теперь при изъятии имущества необходимо составлять подробную опись изымаемых вещей, а также проводить обязательную оценку имущества, подлежащего реализации (ст. 81, 82 УПК РФ).
Кроме того, поправки закрепили в статье 29 УПК РФ исключительное правомочие суда, в том числе и в ходе досудебного производства, принимать решение о реализации или уничтожении отдельных видов вещественных доказательств. Речь идет о громоздких вещах, в том числе крупных партиях товаров, о скоропортящихся продуктах, а также об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Комментируя поправки, депутат от фракции ЛДПР Максим Рохмистров, отметил, что они не предусматривают процедуру возвращения вещественных доказательств, что, по его мнению, является существенным упущением и лазейкой для рейдеров.